ВЧЕРА закончился трехдневный визит в Москву вице-премьера болгарского правительства Петера Жотева, который встретился со своим российским коллегой вице-премьером и министром финансов РФ Алексеем Кудриным. Петр Жотев - единственный вице-премьер в правительстве, чьи полномочия чрезвычайно широки и приближаются к премьерским. С учетом этого обстоятельства неискушенному человеку могло показаться, что начался прорыв в болгаро-российских отношениях на высшем политическом уровне. Такой вывод был бы преждевременным.
Дело в том, что болгарский вице-премьер приехал не по приглашению российских коллег. Петер Жотев - не только заместитель главы болгарского правительства, но и один из первых банкиров в своей стране. Как и многие другие зарубежные банкиры, находившиеся последние два дня в Москве, он принял участие в прошедшем здесь международном семинаре, организованном Всемирным банком, т.е. прибыл не как представитель болгарского правительства, а как финансист. Что касается его встречи с официальным представителем российских властей, то она была организована исключительно по инициативе болгарской стороны. Болгарскому посольству удалось организовать встречу, несмотря на страшную занятость Кудрина. Результатами ее болгары остались очень довольны. Это, разумеется, придало визиту совсем иную окраску - политическую.
Надо сказать, что приезды высоких болгарских гостей в Москву по неофициальному поводу и аналогичные приезды российских представителей в Софию в последнее время стали частыми. Так, на днях в болгарской столице в рамках международного семинара генеральных прокуроров стран Центральной и Восточной Европы "Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией" встретились генпрокуроры Болгарии и России Никола Филчев и Владимир Устинов и даже подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве. Но, пожалуй, самый характерный пример такой практики: сентябрьский визит в Москву министра иностранных дел Болгарии Надежды Михайловой, которая провела в российской столице два дня. Ее приезд совпал с болгарским национальным праздником, а на следующий день в отеле "Балчуг-Кемпинский" Михайлова выступила с докладом на третьем европейском форуме "Роль государства в осуществлении экономических реформ". Мероприятие это было проведено в российской столице под эгидой ЕС и Европейской народной партии, заместителем председателя которой является глава болгарского внешнеполитического ведомства. Это и был главный повод ее пребывания в Москве. Тогда Надежда Михайлова не встречалась с российскими коллегами равного уровня. Ныне дело обстоит уже иначе. Возможно, это уже прогресс.
Прохладу последних месяцев можно, конечно, объяснить двумя инцидентами, имевшими место в болгаро-российских отношениях в августе этого года. Имеется в виду болезненная реакция российских властей на слова премьера Ивана Костова, утверждавшего, что Болгария, не разрешившая в свое время транзит российского контингента в Косово, отвела тем самым угрозу срыва мирного процесса. Не менее резкой была реакция Москвы на последовавшую чуть позже высылку из Болгарии нескольких российских предпринимателей, которые, по утверждению Национальной службы безопасности Болгарии, "угрожали безопасности и интересам болгарского государства". Болгары, правда, в то же время и с такой же формулировкой выслали восемь граждан Югославии, но на это в Москве предпочли не обращать внимание.
Слов нет: и во фразе, оброненной болгарским премьером, и в высылке россиян, которые якобы занимались торговлей оружием, приятного мало. И совсем неприятно становится после того, как понимаешь, что эти инциденты - лишь малые части большого целого, что истоки российско-болгарского "похолодания" кроются в более принципиальных вещах. В том, например, что, по мнению Москвы, "братушки" ведут себя слишком хитро. Они якобы в ущерб российским интересам слишком резко бросаются в объятия Запада и одновременно хотят остаться с Россией в отличных отношениях. По мнению Кремля, стать "ласковым теленком", который "двух маток сосет", у болгар не получится. Придется чем-то обязательно поступиться. София же считает, что Кремль мыслит устаревшими категориями и что в нынешних условиях любая страна должна действовать так, как ей выгодно. Отсюда недопонимание и холод на верхних политических этажах.
Показательно и то, что недавно Болгарию с визитом посетил Геннадий Зюганов: оппозиция всегда заполняет вакуум, который создается теми, кто находится у власти.
Вместе с тем следует подчеркнуть одну ставшую закономерной странность: активность российско-болгарского диалога растет по мере понижения уровня двусторонних контактов. Как выясняется, развивать сотрудничество снизу - во вторых эшелонах - заставляет сама жизнь, и этому не может помешать даже прохладность отношений на высшем политическом уровне.
В прошедшем октябре, например, в Москву с рабочим визитом приезжал председатель Государственного агентства по энергетике и энергетическим ресурсам Болгарии Иван Шиляшки. Он провел переговоры с министром атомной энергетики России Евгением Адамовым и с министром энергетики Александром Гавриным. Иван Шиляшки пригласил коллег посетить Болгарию в удобное для них время. Аналогичным образом развиваются отношения и по линии министерств внутренних дел. "Газпром" не прочь серьезно расширить свое присутствие в Болгарии, а затем, используя болгарские трубопроводы, увеличить поставки газа в Македонию и Югославию, а там - и в Грецию. Рабочие переговоры по этому поводу идут активно. Серьезные перспективы видит в Болгарии "ЛУКОЙЛ" в плане транспортировки каспийской нефти по новому трансбалканскому нефтепроводу. К этому можно добавить интерес болгарских предприятий к высоким российским технологиям и к российскому вооружению для модернизации своей армии. Процент россиян, которые открывают в Болгарии свое дело, с каждым годом растет. Этому способствует местное законодательство - "Торговый закон", который дает право иностранцам трудиться наравне с коренным населением. С учетом родства славянских душ и близости языка русским по сравнению с другими иностранными гражданами работать в Болгарии удобнее всего. Как выясняется, и отдыхать тоже. По этим же причинам растет и количество туристов из России, предпочитающих более дешевый отдых на болгарском побережье другим иностранным курортам. Нельзя забывать, что все это происходит на фоне тяжелого экономического положения Болгарии в связи с ростом цен на энергоносители, что еще больше привязывает страну к российским энергетическим источникам - традиционным и более дешевым.
Что касается переориентации болгарской экономики в сторону стран ЕС, то это уже происходит, причем отсутствие необходимых контактов на высшем уровне способствует этому. При этом большая часть вины должна лечь на Россию, которая, несмотря ни на что, все еще остается великим государством, призванным нести большую тяжесть ответственности за формирование добрососедских отношений с малыми государствами. А ведь сегодня формирование российско-болгарского диалога происходит на фоне постоянно действующей тенденции к уменьшению объема товарооборота между двумя странами. За первое полугодие, как сообщают западные источники, объем болгарского экспорта в СНГ уменьшился на 28%, а в Россию - аж на 40%. Эти потери Болгария старается восполнить усилением взаимодействия со странами ЕС, на которые приходится уже более 50% всех ее экспортно-импортных операций. Те же западные источники сообщают, что дефицит торгового баланса Болгарии за первое полугодие составил 598,1 млн. долл. США. Этот дефицит формируется в основном за счет недопоставок в Россию, которая за это же полугодие продала Болгарии своих товаров на 727,4 млн. долл. США (главным образом, нефть и газ). Из приведенных цифр видно, что Болгария изо всех сил пытается удержать Россию своим импортом в числе главных торговых партнеров, но обстоятельства все сильнее тянут ее на Запад.
Варна-Пловдив-Бургас-Москва