В ПОНЕДЕЛЬНИК вечером после трехмесячных каникул открылась зимняя сессия кнессета. Главная особенность открытия сессии - действующее правительство премьер-министра Эхуда Барака на текущий момент поддерживают всего лишь 30 парламентских депутатов из 120. Еще до парламентских каникул было представлено пять законопроектов о досрочных выборах. Единственным "спасательным кругом" для Эхуда Барака в нынешней ситуации является создание правительства чрезвычайного положения, в которое вошли бы представители большинства депутатских фракций, прежде всего от "Ликуда".
Переговоры по данному поводу, которые вот уже несколько недель ведет Барак с председателем "Ликуда" Ариэлем Шароном, на данный момент не принесли каких-то видимых результатов. Шарон требует для себя права вето на любые решения коалиционного правительства, прежде всего связанные с мирными переговорами с палестинцами. Тем не менее, как считают многие наблюдатели, Барак и Шарон уже скорее всего обо всем договорились. Новые выборы невыгодны им обоим. Прежде всего потому, что, согласно всем опросам общественного мнения, при любом раскладе побеждает бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. В случае его состязания с Бараком Нетаньяху получит 50 процентов голосов, Барак - 38. При варианте Барак-Шарон, последний опережает на один процент - 37:36. Это очень "подвешенная ситуация", способная "качнуться" в любую сторону.
Единственное спасение для Барака и Шарона - коалиционное правительство. К тому же скорее всего они предпримут максимум усилий для того, чтобы "убрать с дистанции опасного конкурента", то есть Нетаньяху. Самый реальный путь для этого - создание, пусть даже не на долгий срок, правительства чрезвычайного положения, после чего Эхуд Барак может заявить о собственной отставке как глава кабинета министров. В таком случае вступает в силу "маленькая хитрость" - в отставку уходит только премьер-министр, а вовсе не депутаты кнессета, многие из которых этого явно не хотят. И новые выборы при таком раскладе следует проводить только в отношении главы правительства. При этом варианте выдвигать свою кандидатуру на пост премьер-министра имеет право только депутат кнессета. То есть это может сделать и Барак, и Шарон, но уже не может Нетаньяху, поскольку депутатского мандата у него сейчас нет.
Если все-таки Бараку удастся договориться с Шароном и тот войдет в правительство, это будет уже точно означать конец израильско-палестинским переговорам об окончательном урегулировании. И палестинцы не захотят иметь дело с правительством, в котором Шарон, к фигуре которого они относятся крайне отрицательно, обладал бы правом вето.
В определенной степени Барак скорее всего хочет и "пугнуть" палестинцев, но те, судя по всему, "закусили удила" и четко идут к провозглашению в одностороннем порядке независимого государства, несмотря ни на что. Такой вариант развития событий убийственен для Барака, однако, согласно последней информации, он скорее всего все-таки пойдет на создание коалиционного правительства, но сделает это только после возвращения из США.
Тель-Авив