ПАНАМА отметила годовщину прихода к власти Мирейи Москосо, первой в истории страны женщины-президента, в обстановке "официального оптимизма", с одной стороны, и резкого недовольства общественности в связи с невыполнением взятых правительством обязательств - с другой.
Приступив к исполнению обязанностей главы государства, 54-летняя лидер оппозиционной Арнульфистской партии получила поддержку большинства избирателей, поверивших ее обещаниям изменить облик страны. Однако, согласно последним опросам общественного мнения, 12 месяцев спустя рейтинг президента и правительства значительно снизился - сегодня их деятельностью удовлетворены лишь 40% жителей центральноамериканской республики, тогда как в минувшем декабре эта цифра составляла 70%.
Как показала практика, все обещания остались на бумаге, новое правительство не претворило в жизнь и 80% из того, что запланировало.
Так, в предвыборной платформе предполагалась, в частности, разработка законопроекта по финансированию жилищного сектора, реформирование образовательной системы, создание специального совета по рассмотрению проблем коренного населения, координация действий всех ветвей власти в борьбе с наркобизнесом и "отмыванием" денег.
Из всего вышеперечисленного только в отношении последнего пункта наблюдается какое-то движение. Буквально на днях Законодательная ассамблея (парламент) большинством голосов одобрила закон о мерах пресечения "отмывки" денег. Что позволяет властям надеяться на то, что Панама будет наконец исключена из "черного списка" стран, "закрывающих глаза" на это преступление.
Пустыми остались и обещания реформирования законодательной системы, борьбы с охватившей все структуры власти коррупцией, снижения роста преступности. В настоящее время все без исключения средства массовой информации Панамы ежедневно обращают внимание властей и общественности на участившиеся случаи насилия, захвата заложников, рост числа вооруженных ограблений, когда виновным удается скрыться или избежать правосудия. Столичные газеты пестрят заголовками типа: "Очередное ограбление местного банка", "Воры на свободе спустя 48 часов", "Общество встревожено новой волной ограблений среди белого дня", "Требуются полицейские и судьи для борьбы с преступностью".
Критика в адрес президента все чаще слышна и от представителей профсоюзов, обвиняющих Москосо в том, что она медлит с решением о повышении минимальной заработной платы. Предприниматели, в свою очередь, заявили о недопустимости подобного шага, который неминуемо повлечет за собой массовые увольнения.
Резкое падение популярности правительства и президента не смогла остановить даже широко отмеченная в стране передача 31 декабря 1999 года под юрисдикцию республики Панамского канала, фактически принадлежавшего США. Как утверждают социологи, это отчасти объясняется тем, что многие панамцы не без оснований отрицают в этом заслугу нынешней администрации во главе с Москосо.
По мнению многих панамских предпринимателей, правительству не удалось в полной мере использовать возможности, появившиеся после того, как CШA передали Панаме межокеанский канал и прилегающую к нему обширную территорию с хорошо развитой инфраструктурой. Первоначально власти говорили о своем намерении активно развивать зону канала, причем не только с точки зрения торговли и транспорта - речь шла о привлечении инвестиций и туристов, превращении страны в некий латиноамериканский Сингапур.
На церемонии по поводу 86-й годовщины открытия водного пути Мирейа Москосо заявляла, что Панама и впредь будет безукоризненно выполнять взятые перед мировым сообществом обязательства и гарантирует свободный и безопасный проход через канал судов всех стран мира. Эксперты, однако, полагают, что последнее невозможно, так как для сохранения конкурентоспособности канала требуется значительная его реконструкция в соответствии с международными нормами. В частности, чтобы через канал могли проходить суда большей грузоподъемности, необходимо строительство как минимум еще одной серии шлюзов, что, по оценкам экономистов, может обойтись более чем в 8 млрд. долларов. По крайней мере, половина инженерных сооружений требует ремонта. Более того, канал, через который и так осуществляется лишь 4% мирового товарооборота, с ростом эффективности авиа- и железнодорожных перевозок постепенно теряет свое значение как важный торговый путь.
Бывший директор Управления Панамским каналом Николас Ардито Барлетта считает, что, если к 2013 году не будут произведены надлежащие изменения, канал может постепенно превратиться в "местную" водную артерию, что создаст серьезные препятствия на пути к дальнейшему экономическому развитию Панамы и региона в целом. При этом страна рискует потерять 614 млн. долларов, которые ежегодно приносит канал и которые идут, в частности, на выплаты заработной платы госслужащим.
Панама-Москва