Владимир Путин и Воислав Коштуница начали <<новую эру>> в отношениях России и Югославии.
Фото ИТАР-ТАСС
НАКАНУНЕ своего визита в Париж на саммит РФ-ЕС президент России Владимир Путин принял вчера в Кремле президента Югославии Воислава Коштуницу. Новый югославский президент приехал в российскую столицу всего на несколько часов, однако встреча с Владимиром Путиным стала его первым официальным международным контактом на высшем уровне. К тому же состоявшаяся непосредственно накануне саммита в Париже, с одной стороны, и муниципальных выборов в сербской провинции Косово - с другой, встреча эта приобрела особое значение.
Впрочем, в своем совместном заявлении стороны ограничились лишь очередным подтверждением традиционных, как подчеркивалось, принципов "дружбы, уважения и сотрудничества" России и Югославии во всех сферах, а также положений резолюции 1244 ООН. Особо было отмечено и стремление сторон к скорейшему восстановлению демократической СРЮ (именно так называет свою страну ее президент) во всех международных организациях. Напомним, что в четверг Югославия была включена в Пакт о стабильности для Юго-Восточной Европы, что также было отмечено как важный сдвиг в реабилитации страны на международной арене.
Вчера также Белград направил в ООН заявку на восстановление своего членства в этой организации. К тому же Югославия теперь намерена участвовать в реализации общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, отмечалось в документе. При этом краеугольным камнем, по словам Владимира Путина, остается вопрос о территориальной целостности Югославии. Очевидно, поэтому в заявлении подчеркивается, что Россия и Югославия будут прилагать все усилия для формирования в Юго-Восточной Европе обстановки мира, согласия, взаимного доверия, стабильности и добрососедства на основе принципов международного права, и в первую очередь - территориальной целостности, суверенного равенства государств и нерушимости границ. Ввиду того что, по признанию обоих президентов, на Югославию продолжают оказывать попытки воздействия различные политические силы, Владимир Путин выразил удовлетворение тем, что теперь "противостояние, борьба различных интересов входит в русло демократических процедур и имеет дальнейшее разрешение".
Для Югославии визит этот имел и вполне конкретный результат: Россия обязалась возобновить поставки нефти и газа, прерванные из-за отказа Слободана Милошевича компенсировать задолженность, составляющую уже более 400 миллионов долларов. И если, как заявил Воислав Коштуница 5 октября с балкона горящего югославского парламента, "для построения демократического общества Сербии не нужна ни Америка, ни Россия", то для элементарной нормализации жизни в стране последняя оказалась очень даже ко двору.
В Москве Коштуница встретился не только с президентом России, но и с министром иностранных дел Игорем Ивановым, а также с вице-премьером Виктором Христенко и начальником управления президента по внешней политике Сергеем Приходько. Завершила визит Коштуницы в Москву уже ставшая традиционной для наших стран встреча главы государства с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
"Я очень удовлетворен этими беседами, и у меня создалось впечатление, что мы сможем и будем развивать наши отношения на очень доброй основе", - заявил Владимир Путин, выступая по итогам своей встречи с Воиславом Коштуницей вместе с ним же перед журналистами в Гербовом зале Кремлевского дворца. Кстати, посол Югославии, обычно так или иначе участвующий в переговорах, на этот раз не присутствовал на встречах своего нового руководителя в Москве: Борислав Милошевич на время визита был срочно вызван для консультаций в Белград.
Одной из ключевых тем на переговорах стал вопрос о Косово и его будущем статусе. Так как особенно "краеугольным" вопрос территориальной целостности Югославии предстает сегодня, когда, по словам Коштуницы, сказанным им еще до президентских выборов 24 сентября, некоторые международные силы пытаются расчленить Югославию конституционными методами и путем непосредственного вмешательства во внутренние дела государства. И прежде всего это касается выборов в Косово, против которых выступают как новые власти Югославии, так и Россия. В этой связи немаловажными стали слова Воислава Коштуницы о необходимости российского присутствия на Балканах как стабилизирующем факторе. "Югославия не будет больше пороховой бочкой на Балканах, как это было до сих пор", - с уверенностью заявил Воислав Коштуница, подчеркнув, что мир на Балканах невозможен без участия Югославии. И существенную роль в этом, по словам Коштуницы, должна сыграть Россия: "Необходимо, чтобы во всех перекрещивающихся стратегических и геополитических влияниях на Балканах существовал элемент, означающий российское присутствие". При этом, однако, президент СРЮ подчеркнул, что не только российское, но также европейское и американское присутствие в совокупности должно гарантировать на Балканах, прежде всего в Боснии и Косово, баланс этих влияний. Очевидно, это подтверждает прежние слова Коштуницы, что у Сербии не может быть друзей среди великих держав - все они так или иначе попытаются установить свой контроль в стратегически важной точке Балкан. Поэтому Коштуница, взявший курс на "сопротивление и сотрудничество" одновременно, ясно дает понять, что никому не хочет отдавать политических приоритетов, и России в том числе.