РЕВОЛЮЦИИ сжимают время: за какой-то месяц, прошедший с президентских выборов 24 сентября в Югославии, обстановка в стране разительно изменилась. Казавшийся почти всем незыблемым режим Слободана Милошевича стал достоянием истории, к власти пришли новые люди, начались перемены во внутренней и внешней политике, наметилась перспектива выхода страны из многолетней международной изоляции.
Завершающим этапом выхода Сербии из затяжного политического кризиса должны стать назначенные на 23 декабря выборы. Уже сейчас возникают серьезные сомнения в том, что оппозиционная коалиция снова выйдет на них единым фронтом. Ведь еще в сентябре некоторые ее лидеры призывали своих сторонников "голосовать за Коштуницу, зажав нос". Удержит ли Коштуница свои позиции или реальная власть перейдет к представителям прозападного крыла оппозиции, зависит от того, что он сможет предъявить избирателям по итогам первых 80 дней своего правления.
Уже первые недели работы нового главы Югославии Воислава Коштуницы постепенно рассеивают сомнения в "политической профпригодности" профессора-юриста. С момента переворота 5 октября Коштуница добился ряда внешне неброских, но крайне важных успехов на пути формирования новой политической инфраструктуры Сербии. К числу таких достижений, несомненно, относятся взятие под контроль революционной стихии и удержание процесса перехода власти в мирных и конституционных рамках. Минимальное количество жертв и бесчинств стало подлинным потрясением для всех наблюдателей, знакомых со взрывным коктейлем горячего нрава сербов вкупе с недовольством, накопившимся за годы правления Милошевича, и с имеющимся у населения оружием.
Важным успехом Коштуницы стало и достижение компромисса со сторонниками Милошевича в федеральном и сербском руководстве, а также и в верхушке армии и спецслужб. Тем самым президент переломил давление наиболее активных деятелей оппозиции, выступавших за радикальную чистку властных и силовых структур. Формирование переходного правительства Сербии и назначение досрочных выборов в республиканскую Скупщину на 23 декабря позволяют максимально сократить переходный период и способствуют стабилизации обстановки в стране. Немаловажно и то, что условия достигнутого соглашения (сохранение ряда ключевых постов за представителями Социалистической партии Сербии, но при занятии их фигурами из вторых эшелонов партии) открывают возможность мирной интеграции партии Милошевича в новую политическую структуру страны.
Осмотрительность политика Коштуницы приносит свои плоды и в таком взрывоопасном вопросе, как отношения с Черногорией. Заявленная Белградом возможность масштабных уступок Подгорице в деле урегулирования федеральных отношений фактически выбивает почву из-под ног сторонников отделения приморской республики. Большую роль тут сыграла и щепетильность Коштуницы в вопросе выделения черногорцам постов в союзном руководстве, позволившая новому президенту Югославии установить отношения с черногорскими сторонниками Милошевича. Наметились серьезные разногласия и в черногорском руководстве, что ставит в весьма сложное положение сторонников независимости Черногории.
Несмотря на большую шумиху, до сих пор с Югославии снята лишь часть санкций, и Белград рассчитывает на поддержку Кремля в деле полномасштабной отмены экономической блокады страны.
Одной из основных тем на переговорах в Москве станут расчеты за поставки российского газа. Плачевное состояние югославской экономики после многолетних санкций, прошлогодних натовских бомбежек, а также в результате экономической политики прежнего режима заставляет Белград искать взаимоприемлемые варианты реструктуризации газовой задолженности и продолжения поставок российского газа. С приближением зимы вопрос этот приобретает для Сербии первостепенное значение, и от того, насколько успешно Воиславу Коштунице удастся решить газовую проблему, во многом зависит исход досрочных выборов 23 декабря.
Газовая проблематика напрямую связана и с переконфигурацией российско-югославского экономического сотрудничества, до сих пор жестко завязанного на компании "ближнего круга" Слободана Милошевича. Белград выступает и за расширение российского экономического присутствия в югославской экономике, в частности - в восстановлении и модернизации предприятий, построенных при содействии СССР, а также и в ряде проектов преодоления последствий натовских налетов.
Коштуница едет в Россию за поддержкой. Российская поддержка необходима президенту Югославии для уравновешивания западного давления на Белград как по вопросу Косово и Боснии (Коштуница уже открыто выступил против политики ревизии Западом Дейтонских соглашений и поддержал на предстоящих выборах в Боснии Сербскую демократическую партию - партию Радована Караджича), так и во внутриполитической жизни Сербии.
Не секрет, что до сих пор российско-югославские отношения базировались на завышенной оценке прочности режима Слободана Милошевича. В том числе это привело и к растерянности российской дипломатии в ходе сентябрьско-октябрьского кризиса, и к дезорганизации сложившейся системы контактов. Визит нового югославского лидера в Москву открывает реальные перспективы установления прочного взаимодействия Белграда и Кремля, развития исторических русско-сербских отношений в новом тысячелетии.