ВЧЕРА Мадлен Олбрайт приступила к самой трудной части своей "корейской" поездки - обсуждению в Сеуле итогов своих встреч с лидером КНДР Ким Чен Иром. Все, что делалось ею в Пхеньяне до этого момента, скорее относится к категории предвыборного спектакля: сейчас, когда до голосования остались уже не столько недели, сколько дни, надо срочно загладить провал американской дипломатии в Шарм-эш-Шейхе - то, что с боем вырванные у израильтян и палестинцев обязательства помириться так и не выполняются. Логично было бы ожидать, что все силы американской дипломатии уйдут на тихую и черную работу по продолжению усилий на том же Ближнем Востоке. Но усилия такого рода не телегеничны, а вот первый в истории приезд американского госсекретаря на Север Кореи - красочное зрелище, наводящее на мысль о том, что Клинтон - человек, при котором с лица земли начало исчезать последнее в истории коммунистическое государство.
В Сеуле госсекретаря Олбрайт встретили вчера ее коллеги из Южной Кореи - Ли Чун Бинь и Японии - Иохэй Коно. Корейское урегулирование проходит при участии нескольких стран - Южной Кореи, Японии, США и России, каждой из которых "заказчик" - Сеул - старается отвести свою роль. Японо-северокорейский диалог возобновляется на следующей неделе, и в Токио просили Олбрайт проговорить с северным Кимом несколько волнующих японцев вопросов. Сеул также постоянно требует согласования усилий, поскольку все соседи КНДР опасаются, что Вашингтон ради предвыборных или иных соображений добьется вопреки согласованному с ними курсу "сепаратного" соглашения с Пхеньяном, в результате чего азиатские страны, более других заинтересованные в реальной разрядке в регионе, не получат ничего.
Если говорить об итогах пхеньянской поездки Олбрайт, то визит в КНДР Билла Клинтона был уже объявлен - это произошло 12 октября после поездки в США вице-маршала Джо Мын Рока. В документе, подписанном в этот день, как раз и говорилось о поездке Олбрайт в КНДР, об усовершенствовании мирного договора между двумя странами от 1953 года, а также о том, что Пхеньян больше не будет запускать баллистические ракеты - по крайней мере пока идут переговоры с США. Все это сейчас подается как сенсация, привезенная Олбрайт. От нее ждали в виде продолжения процесса хотя бы даты визита Клинтона - но таковой не возникло. А вот начало, уже на уровне экспертов, переговоров с Севером о запуске спутников КНДР американскими носителями в обмен на отказ Пхеньяна от ракетной программы - это уже прогресс того процесса, который был начат известным заявлением Ким Чен Ира Владимиру Путину.