РАСТЕРЯННОСТЬ. Пожалуй, именно это слово лучше всего отражает состояние, в котором находится сегодня израильское общество. Что касается антиизраильских резолюций, принятых на прошедшей в минувшие субботу и воскресенье в Каире чрезвычайной встрече глав государств и правительств арабских стран, то они вряд ли для кого-то здесь стали неожиданными. Напротив, в Израиле ждали даже более "жестких" документов. Многих здесь почти "ошеломило" другое - отношение к происходящему на Западе. Неожиданно для многих израильтян их страна вдруг предстала в роли какого-то "детоубийцы" на телеэкранах Западной Европы и Северной Америки, то есть тех самых демократических государств, к которым Израиль стремится причислить и себя. А те самые палестинцы, которых здесь однозначно считают истинными инициаторами столкновений, воспринимаются где-то в Швеции или Голландии почему-то исключительно как "борцы против оккупантов". Согласно телепередачам, за данную логику во многом говорит соотношение потерь у сторон. Так, число убитых израильтян за все дни противостояния не превысило и десятка, а среди палестинцев оно уже превзошло сотню. Не говоря уже о том, что счет раненым палестинцам скорее всего окончательно потерян, во всяком случае он уже измеряется тысячами.
Все это, конечно же, так, пытаются найти контраргументы израильтяне, но вряд ли где-либо в мире при подавлении беспорядков могла бы возникнуть ситуация "равных потерь" среди бесчинствующих демонстрантов и умиротворяющих их полицейских. Израильские солдаты, дескать, только защищаются. Кто будет терпеть, когда в его голову кидают камни и бутылки с зажигательной смесью? А то, что в ответ резиновые, а иногда и боевые пули летят в подростков, это уже, дескать, провокация со стороны палестинцев. Как вообще могут палестинские родители разрешать своим детям подобное? - возмущаются в Израиле. Они ведь понимают, что если их ребенок кинет камень в голову израильского солдата, тот может и "рассердиться"? Тем более что самому этому солдату тоже чуть-чуть за двадцать.
Хотя, безусловно, в Израиле все больше начинают понимать, что "взрыв", произошедший в Палестинской автономии был, конечно же, не случаен, что, как считают некоторые местные наблюдатели, палестинцы терпели даже слишком долго. И скорее всего нынешняя интифада все-таки плавно перерастет в новую фазу - войну за независимость. То есть руководство Палестинской национальной администрации все-таки объявит о создании независимого государства Фалястын, причем, судя по всему, в самое ближайшее время. И, очевидно, в Израиле к такому повороту событий уже начинают готовиться. Ведь недаром же Эхуд Барак заявил недавно, что в случае объявления палестинцами своей независимости не они, а именно Израиль предпримет попытки отделения от нового соседнего государства. Что означает сей план, до конца еще неясно. Согласно одним источникам информации, он в первую очередь предполагает возведение своего рода огромной "берлинской стены", которая оградила бы Израиль от палестинцев.
Надо сказать, что "первый участок" такой стены уже начал строиться - в иерусалимском окраинном районе Гило, который в последние дни неоднократно подвергался обстрелам со стороны арабской деревни Бейт-Джала. В последний раз это происходило в ночь с воскресенья на понедельник. Израильтяне в ответ два раза выстрелили по деревне из танка и обстреляли ее ракетами с вертолетов. То есть настоящая война, причем в самом Иерусалиме. Однако, согласно другим источникам, "стена" - это только начало. Полное отделение предполагает еще и разрыв всех экономических связей между израильтянами и палестинцами: прекращение ввоза и вывоза товаров, а главное - блокирование перемещения на территорию Израиля для палестинских рабочих. А между тем для многих палестинских семей работа в Израиле является единственным источником существования. "И что же это такое? - задаются вопросом на том же Западе. - Создание резерваций?"
Многих наблюдателей в этой связи волнует и другой вопрос: а смогут ли в принципе в случае отделения палестинцы решить экономические проблемы нового государственного образования? Не станет ли государство Фалястын в принципе "экономически бесперспективным"? Развитой промышленности там, естественно, нет. Нет и огромных нефтяных богатств, благодаря которым сумели столь преуспеть арабские государства Персидского залива. Конечно же, и в этом никто не сомневается, "богатые братья" поначалу окажут палестинцам финансовую помощь. Однако, по многим оценкам, она все равно вряд ли сопоставима с "долларовым дождем", обещанным Ясиру Арафату, как и Эхуду Бараку, президентом США Биллом Клинтоном в случае достижения израильско-палестинских соглашений об окончательном урегулировании. "Зачем же все это нужно палестинцам?" - задаются вопросом наблюдатели. Ведь Эхуд Барак, дескать, уже и так пообещал Арафату отдать если не "все", то "почти все". Согласно статьям, появлявшимся в израильской прессе в сентябре, был уже готов план раздела Иерусалима, в соответствии с которым палестинцам передавалась чуть ли не вся восточная часть города. Американцы предлагали проект временной передачи Храмовой горы, а возможно, и всего Старого города под международный контроль, скорее всего, Совета Безопасности ООН. Израиль был готов вывести свои войска с 97% территорий Западного берега реки Иордан, убрать еврейские поселения из Иорданской долины. Не был, правда, еще до конца разработан вариант решения проблемы с правом палестинских беженцев на возвращение. Но и он, согласно многим источникам информации, уже прорабатывался. Так что же произошло? Неужели единственной причиной срыва всех переговорных усилий стал поход лидера парламентской оппозиции Ариэла Шарона на Храмовую гору в конце сентября? В это в Израиле никто не верит. Скорее здесь полагают, что палестинцы просто давно ждали "удобного случая" для начала беспорядков. Они просто "запалили" Ближний Восток, показав не только Израилю, но и некоторым арабским режимам на что они способны, если понадобится.
Так почему же в конце концов палестинцы выигрывают пропагандистскую войну? Этот вопрос сейчас в Израиле - один из самых острых. Почему Запад в первую очередь проявляет жалость не к израильским резервистам, растерзанным озверевшей толпой в Рамалле, а к убитым подросткам, которые за минуту до смерти кидали камни и бутылки в израильских солдат? Почему общественное мнение в той же России явно чаще на стороне палестинцев? Почему вдруг прибывшие именно с Ближнего Востока и орудующие в Чечне бандиты из радикальных исламских организаций, которых российский президент Владимир Путин призывал "мочить в сортирах", становятся чуть ли не борцами за свободу и независимость, если они оказываются в Рамалле или Газе? Это все - трудные вопросы, на которые еще предстоит найти ответы израильским властям. Пока они только руками разводят. Кто-то объясняет отношение в мире к происходящим событиям все тем же антисемитизмом. Он, дескать, еще очень распространен в Западной Европе, не говоря уже о России. Кто-то говорит, что Израилю "попадает" из-за США, поскольку он является его верным союзником, а Америку, как известно, в мире любят далеко не все, прежде всего потому, что, как считается, этот мир стал уж слишком откровенно "однополюсным". Существуют и другие объяснения. Например, довольно популярна теория, что Европе прежде всего нужна дешевая нефть, а ей, как известно, распоряжаются именно в арабском мире, а вовсе не в Израиле. Израильтяне обижаются, они замыкаются в себе. И в последнее время в разговорах с ними все чаще можно услышать мысль: ничего, пусть нас не любят, нам надо всеми силами укреплять армию и утверждаться на Ближнем Востоке, как и все годы до этого, с помощью силы. Это такой регион, здесь уважают только силу. Ну что делать, если не получаются мирные переговоры с арабами? Так ведь не паковать же по этому случаю чемоданы и возвращаться туда, откуда приехали? Во всяком случае, как уверенно заявил в понедельник лидер исламского движения "Хизбалла" шейх Хасан Насралла, "конфликт на Ближнем Востоке закончится только тогда, когда евреи уедут обратно, в те страны, откуда они здесь появились, а в Палестину, то есть к себе домой, вернутся беженцы из лагерей в Ливане".
Действительно, трудно себе представить картину "обратного отъезда евреев". В государства СНГ в таком случае снова въезжает миллион их бывших граждан. А в Москву, например, возвращается бывший политзэк, а ныне глава одной из израильских "русских" партий Натан Щаранский, а вместе с ним и все те, кого в годы застоя называли "еврейским подпольем". Такой перспективы развития событий не выдерживает даже самое богатое воображение. Поэтому, указывают здесь, единственная возможность для израильтян выжить состоит в наращивании силы. Да, это очень жесткая логика, показывающая, что мечты обычных людей в Израиле жить в мире с соседями и радоваться жизни на
данный момент почти растворились в воздухе. На смену им снова пришла малоприятная реальность - с войнами и возможностью в любой момент потерять на них любимого человека, с терактами и так далее. Между тем печальная хроника "черного октября" все набирает обороты. Так, в минувшие дни противостояние на территориях Палестинской автономии только усиливалось. Серьезные столкновения между палестинцами и израильскими солдатами развернулись в секторе Газа. Палестинские подростки снова закидывали израильтян камнями и бутылками с зажигательной смесью. Те отвечали стрельбой резиновыми пулями и слезоточивым газом. Несколько раз обе стороны открывали и огонь на поражение. Сообщалось, что возле еврейского поселения Гуш-Катиф по израильским позициям вели обстрел палестинские снайперы. Столкновения также прошли возле контрольно-пропускного пункта Эрез, на перекрестке Нецарим, в районе лагеря палестинских беженцев Хан-Юнис. Обстановка на Западном берегу реки Иордан также остается очень напряженной. Все эти дни столкновения также проходили возле Наблуса, в Хевроне, в районе Рамаллы, Калькилии, Тулькарма.
Тель-Авив