СОБЫТИЕ это могло бы пройти полностью незамеченным, если бы оно не завершилось как раз накануне парламентских выборов в Литве - да, собственно, к ним и было приурочено. Речь о "Вильнюсском общественном трибунале над коммунизмом", который был учрежден на международном конгрессе по оценке преступлений коммунизма, состоявшемся в Литве же в июне текущего года.
Почти месяц в здании литовского сейма звучали обвинительные заявления "свидетелей и потерпевших", в основном из Литвы и других стран Балтии, Венгрии, Польши, Болгарии, Украины и Молдовы. Почтила своим участием это мероприятие и "пламенная чеченка" некто М. Саиева, которая в качестве представителя Ичкерии обвинила Россию в геноциде чеченского народа. Главными инициаторами проведения трибунала выступили теперь уже бывший спикер сейма Литовской Республики, председатель партии литовских консерваторов Витаутас Ландсбергис и его ближайшие соратники, которым накануне общенациональных парламентских выборов нужно было грандиозное предвыборное шоу.
Трибунал, естественно, признал подсудимого виновным. Но - что интересно - оглашенный в присутствии литовских правых и бывших политзаключенных и ссыльных "приговор трибунала" делает вывод, что "СССР необходимо признать агрессором, совершившим преступления против мира и человечества, а Россия как его правопреемник должна принести не только извинения странам, подвергнувшимся агрессии с его стороны, но и возместить им материальный ущерб, вернуть похищенные культурные и иные ценности, вклады граждан и другое имущество, включая здания, которыми она незаконно владеет" и т.п. Это уже не суд над прошлым. "Приговор" здесь практически слово в слово повторяет принятый литовским сеймом в июне этого года недружественный по отношению к России Закон "О возмещении причиненного оккупацией СССР ущерба", инициатором которого были все те же литовские правые во главе с Ландсбергисом. Размер причиненного "советской оккупацией" ущерба оценивается ими в 20 млрд. долл. США.
Закон представляет собой попытку возложить на Россию ответственность за действия СССР в 1940 г. в Прибалтике. По этому поводу в заявлении МИД России уже была показана правовая несостоятельность выдвинутых материальных претензий к России, отвергнут тезис о советской оккупации, выражена надежда, что литовские парламентарии пересмотрят свое отношение к закону и снимут этот серьезный раздражитель в отношениях между двумя странами. Эта позиция российской стороны свидетельствует о том, что она не намерена вступать в какие-либо переговоры по проблематике "возмещения ущерба от оккупации".
Кстати, организаторам трибунала хорошо известна статья 3 Договора "Об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Литовской Республикой", которая обязывает высокие договаривающиеся стороны законодательно запрещать и пресекать образование и деятельность лиц, имеющих целью насильственную ликвидацию независимости, суверенной государственности и территориальной целостности. Заявления подобного рода в Москве однозначно расцениваются как вмешательство во внутренние дела суверенного государства Российской Федерации. Это - по поводу участия чеченских представителей в "трибунале" и некоторых статей "приговора".
Большинство литовских политиков проигнорировали этот предвыборный спектакль. Вдобавок он создал проблемы для внешней политики республики: находившийся в Вильнюсе с визитом премьер Госсовета КНР Ли Пэн, узнав о том, что в здании сейма заседает вышеназванный трибунал, отказался проводить там встречи и вообще сократил свое пребывание в Литве, ограничив его несколькими часами и пределами аэропорта.
Напомним, что старания Ландсбергиса прошли зря - концерт оказался для него последним в роли спикера парламента. Консерваторы с треском проиграли выборы, получив в новом составе сейма всего лишь девять мандатов из 141. В сейме предыдущего срока полномочий их фракция насчитывала 53 депутата.
Вильнюс