ИтальЯнскаЯ военная авиация находится на грани серьезного кризиса. Буквально десятками покидают последние месяцы ряды ВВС опытные пилоты, но, что еще более удивительно, большинство находящихся на вооруженнии боевых машин практически не пригодны к эксплуатации, поскольку исчерпали весь свой технический ресурс. К такому малоутешительному выводу пришли начальники главных штабов сухопутных сил, ВМС и ВВС Италии, которые в конце сентября направили специальный доклад по данному вопросу министру обороны Серджо Маттарелле. Военные руководители бьют тревогу и призывают политиков немедленно выделить необходимые средства, чтобы заполнить "черную дыру" образовавшуюся в национальной авиации за последние годы. По их мнению, морально и материально устаревший парк военных самолетов существенно сокращает наступательный потенциал ВВС, которые, по сути дела, не в состоянии полностью обеспечить выполнение боевых задач, в том числе и в рамках Североатлантического альянса.
Примечательно, что во время военной операции НАТО против Югославии итальянской авиации пришлось ограничиться в основном выполнением функций поддержки и прикрытия. Вызвано это было не только исключительно осторожной линией официального Рима по данному вопросу, но и обычными техническими трудностями. Как теперь выясняется, из 200 самолетов F-104, принятых на вооружение почти сорок лет назад, в настоящее время в рабочем состоянии находятся лишь 64, причем все они уже выдержали три технических модернизации. По оценке натовских экспертов, эти машины "не могут быть интегрированы" в силы альянса для осуществления боевых операций. Несколько лучше обстоят дела с самолетами типа АМХ, но и они требуют переоснащения для использования современных бомб с лазерным наведением.
Что касается основной наступательной силы итальянской авиации - 24 самолетов "Торнадо F3", то они были взяты в лизинг у королевских ВВС Великобритании и должны быть возвращены владельцу к 2004 году. Британцы явно не прочь продлить этот контракт, но при этом выдвигают условия, которые на Апеннинах считают неприемлемыми с финансовой точки зрения. В итоге речь приходится вести о "полном обновлении" авиационного парка вооруженных сил, что и признал заместитель министра обороны Марк Миннити. "Уже принято решение о замене F-104 и "Торнадо". Осталось лишь определить, какие самолеты будут приняты на вооружение взамен устаревших", - заявил он.
Пока этот вопрос, судя по всему, остается открытым. Очевидно, что итальянцам надо дотянуть до 2003 года, когда на вооружение должен поступить принципиально новый европейский истребитель "Еврофайтер". 116 таких боевых машин будут закуплены итальянской армией. Именно в этой связи речь сейчас идет о замене F-104 и "Торнадо" на одноместный самолет и о соответствующей переподготовке военных летчиков. Возможно оснащение ВВС Италии американскими устаревшими моделями F-16 на условиях лизинга, о чем и ведутся соответствующие переговоры с Вашингтоном. США, как здесь стало известно, хотели бы также вовлечь итальянцев в проект создания новейшего истребителя JSF, за право производства которого не на жизнь, а на смерть борются два американских гиганта "Боинг" и "Локхид". Однако только для участия в данном проекте в качестве наблюдателя Риму потребовалось бы выложить сотни миллионов долларов, но таких денег сегодня, по-видимому, просто нет.
Рим