НА ДНЯХ в Бухаресте произошло событие, которое поставило точку в длинной истории выплаты Россией Румынии долга, оставшегося от Советского Союза, и всколыхнуло от летаргического сна двусторонние экономические отношения. Долг, оцененный год назад в межправительственном соглашении в 21,7 миллиона долл., будет погашен путем поставки энергетического оборудования для модернизации теплостанции "Минтия" в городе Дева, одной из крупнейших в Румынии. Соглашение об этом подписали руководители румынской компании АО "Термоэлектрика" и российской компании "Зиомар", являющейся лидером российского энергетического консорциума, в который входят также Подольский машиностроительный завод, Ленинградский металлический и другие. Согласно контракту, россияне поставят турбину и на 80% обновят оборудование при модернизации одного из блоков ТЭС "Минтия".
"Подписание этого контракта, - сказал корреспонденту "НГ" генеральный представитель компании "Зиомар" в Европе Виктор Устинов, - это хороший пример использования механизма внешнего долга России. По существу, это первый случай за последнее десятилетие, когда российские производители получают возможность поставлять энергетическое оборудование для модернизации крупных энергоблоков на рынке Восточной Европы".
Станция "Минтия" -Дева была построена в 1960-1970-х годах при техническом содействии российских специалистов. Оборудование для нее поставили Подольский машиностроительный завод (котлы), Ленинградский металлический (турбины) и Ленинградская же "Электросила" (генератор). Всего на ТЭС шесть энергоблоков мощностью по 210 мегаватт каждый. Бесперебойная работа этой фабрики электричества в течение 30 лет была отмечена золотой медалью на выставке в Париже.
Генеральный директор АО инжиниринговая компания "Зиомр" Евгений Яньшин, приехавший в Бухарест на переговоры и подписание, подчеркнул огромные усилия своей компании вернуться на румынский рынок, который был практически утрачен после распада СЭВ. "Несмотря на финансовые трудности, которые переживает Россия, мы сохраняли здесь свое представительство, - отмечает он. - И вот эта работа, начатая в 1993 году, увенчалась успехом: мы получили не только объемный, но и перспективный контракт, мы поддерживаем имидж наших машиностроителей в этой части Европы и, естественно, мы горды, что наше правительство поручило нам погасить долг Российской Федерации".
При этом Евгений Яньшин обратил внимание на такой негативный аспект: "Если стремиться к проникновению наших предприятий на европейский рынок, то, конечно, необходима сильная поддержка государства. Поскольку экспорт - это имидж страны, это загрузка производительных сил страны, и, в конце концов, это прибыль, приносимая в страну".
Бухарест