ВЗБУДОРАЖИВШЕЕ некогда российское общественное мнение "дело Бабицкого", несмотря на вполне детективный сюжет и явные попытки использовать его в большой политической игре, тем не менее поставило на повестку дня вопрос о профессиональной этике журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта. В эти дни грандиозный скандал, связанный с той же деликатной материей, разгорелся на Апеннинах. Действие этой истории развернулось на Ближнем Востоке, точнее, в Святой земле, где буйство страстей и укоренившаяся привычка к насилию превращают даже журналистские фразы в пули, порой разящие насмерть.
Все началось 12 октября в Рамаллахе, где возбужденная толпа палестинских демонстрантов окружила здание военного комиссариата и буквально растерзала нескольких израильских солдат. Жуткую сцену линчевания удалось запечатлеть специальным корреспондентам компании "Медиасет", принадлежащей итальянскому медиамагнату и экс-премьеру Сильвио Берлускони. Сенсационная видеозапись немедленно пошла в эфир, а "Медиасет", руководствуясь принятой в таких случаях практикой, бесплатно передала уникальное свидетельство всем крупнейшим международным электронным СМИ, включая Си-эн-эн. Естественно, пленка была срочно прокручена и по израильскому телевидению. Тот, кто видел эту запись, вряд ли забудет, как в окне второго этажа появился палестинец, демонстрировавший собравшимся свои руки, обагренные кровью, и как из этого же окна на растерзание толпе было вниз головой сброшено тело израильского солдата. Сейчас нет уже никаких сомнений в том, что именно эта видеозапись помогла израильской полиции идентифицировать и арестовать участников событий 12 октября.
Прошло несколько дней, в деле урегулирования ближневосточного кризиса, казалось, появился свет в конце тоннеля, а в известной палестинской газете "Al Hayat al Jadida" в минувший вторник неожиданно было опубликовано письмо корреспондента итальянского государственного телевидения РАИ Риккардо Кристиано, начинавшееся обращением "Дорогие палестинские друзья". В этом документе журналист подчеркнул, что скандальные кадры были отсняты отнюдь не РАИ, а "частной конкурирующей телекомпанией", откуда пленка и была получена телевидением Израиля. Более того, Кристиано заверял, что корреспонденты РАИ "всегда выполняли правила работы журналистов в Палестинской автономии" и "никогда не стали бы поступать подобным образом". Каковы были причины появления такого письма - неизвестно. Можно лишь предположить, что после демонстрации видеопленки по израильскому телевидению над корпунктом РАИ нависла угроза расправы палестинских экстремистов. Видимо, это и подвигло Кристиано, незадолго до этого раненного во время одной из манифестаций и чуть было не потерявшего правый глаз, засесть за письмо одному из представителей Палестинской автономии.
Более того, неизвестно, соответствует ли опубликованный перевод послания оригиналу, в частности упомянутое обращение к "дорогим палестинским друзьям", скорее всего, было дописано в редакции газеты. Так или иначе, но документ был на следующий же день перепечатан большинством израильских газет, и нешуточный скандал немедленно перекинулся на Апеннины. Власти Израиля приостановили аккредитацию Кристиано, а посол в Риме выступил с резким протестом, отметив, что итальянский журналист нарушил профессиональную этику и фактически встал на позиции одной из конфликтующих сторон. В среду решением генерального директора РАИ Кристиано был отозван в Рим.
В этой ситуации было бы странным, если бы медиаструктура Берлускони прошла мимо столь выигрышного для нее эпизода. И она не прошла мимо: руководители всех программ новостей "Медиасет" дали мощный пропагандистский залп по РАИ. Прежде всего они сообщили, что израильские власти обращались к "Медиасет" с просьбой передать все имеющееся в их распоряжении видеоматериалы, предлагая в обмен эксклюзивное интервью с Эхудом Бараком, но получили твердый отказ. Что касается действий корреспондента РАИ, то они были квалифицированы как "грубейший случай доносительства, чреватый непредсказуемыми последствиями для журналистов "Медиасет".
В этих обвинениях есть большая доля истины. Во всяком случае все корреспонденты "Медиасет" в Израиле уже спешно отозваны в Рим, но в зоне острейшего конфликта остались многие местные сотрудники - стрингеры, операторы, переводчики, над жизнью которых нависла реальная опасность. Что касается внутриполитического аспекта проблемы, то нет никаких сомнений, что "дело Кристиано" будет теперь на полную катушку использовано в рамках проходящей сейчас в Италии предвыборной кампании. Шеф пропаганды берлускониевской партии "Вперед, Италия!" Лучано Малан уже заявил, что "письмо корреспондента РАИ является проявлением антисемитизма, распространенного в некоторых кругах итальянских левых".
Безусловно, это только цветочки. Тема "доносительства" со стороны представителя гостелевидения будет отыграна политиками на все сто процентов, хотя на самом деле доносительства всерьез и не было, ибо сами руководители "Медиасет" с гордостью рекламировали в прямом эфире журналистский успех своих корреспондентов; была скорее неуклюжая попытка защититься от возмездия за сенсацию более удачливых коллег. Так или иначе, но точку в этой истории ставить пока рано. Боюсь только, что за пропагандистскими баталиями реальная проблема профессиональной этики журналиста, работавшего в условиях вооруженного конфликта, отойдет на самый дальний план.
Рим