ЕЩЕ НЕ НАЗНАЧЕНА точная дата новых выборов в парламент Таиланда, но так или иначе действующее правительство - коалиция во главе с Демократической партией премьер-министра Чуана Ликпая - избиралось еще по старой конституции и обязано сложить полномочия до первого квартала 2001 года с тем, чтобы дать возможность провести первые парламентские выборы по новому избирательному закону и новой конституции, действующей в стране уже более трех лет. Само правительство намекало несколько раз на возможность сложения полномочий в ноябре-декабре текущего года, однако события последних недель могут существенно сдвинуть эти сроки в ту или иную сторону.
Правительство Чуана - самое долговечное за последнее десятилетие - пришло к власти в самый тяжелый момент азиатского экономического кризиса с мандатом на вывод страны из надвигавшейся экономической катастрофы. Авторитет демократов в тот момент был очень высок благодаря личной политической чистоплотности и порядочности самого лидера партии Чуана Ликпая, научной славе экономистов Супачая Панитчапака и Таррина Ниммахеммина и всепроникающему обаянию министра иностранных дел Сурина Питсувана. Немалую роль сыграло и то, что партии, входившие в предыдущее правительство, - и крупные, и небольшие - были основательно замазаны грязью коррупционных скандалов и утратой большей части национальных валютных резервов во время отчаянной попытки спасти стремительно падавший тайский бат.
Сегодня популярность демократов сильно подорвана. Порядочность Чуана не спасла партию от грандиозных коррупционных скандалов с другими членами кабинета. Экономическая и финансовая политика правительства, которая, как многие считают, слепо следовала американским университетским учебникам, привела в страну МВФ - с благими намерениями, но без глубокого понимания экономических реалий Таиланда. Теперь и правительство признает, что выход из кризиса сильно затянулся, что 31% необслуживаемого долга в экономике - это плохо и надолго, что часть долгов частного сектора плавно перешла в состав государственного долга и что бат держится из последних сил (и падает - нынешний курс к доллару 42 в сравнении с 38 месяц назад) за счет низких процентных ставок, а иностранные инвесторы бегут с бангкокской фондовой биржи. Несомненные успехи таиландской внешней политики последних лет блекнут в атмосфере широко распространенной критики националистами "излишне проамериканского курса" правительства демократов. Даже при определенной спорности таких утверждений действия премьера, когда он навещает прибывшего с визитом министра обороны США в его гостиничном номере вместо того, чтобы принять его в Доме правительства, только подливают масла в огонь.
За три последних года на политической сцене Таиланда произошли глубокие изменения. Из крупных "старых" политических партий (возрастом более 10 лет) коренных перемен не претерпела только Демпартия, и в политическом контексте сегоднешнего дня это постоянство не выглядит как преимущество. Лагерь националистов, "дремавший" в течение десятилетий экономического бума и в силу этого не оформленный в отдельное политическое движение, внезапно консолидировался и превратился в мощную политическую силу. На сегодня основным соперником демократов стала партия "Тхай Рак Тхай" (тайцы любят Таиланд, или - тайцы любят все тайское), возникшая чуть более года назад и уже превратившаяся в массовую организацию. Ее руководитель, отставной подполковник Королевской полиции доктор криминологии Таксин Чинноват нередко сравнивается здешними газетными обозревателями с президентом России Владимиром Путиным: молодой и решительный лидер, способный навести в стране порядок, поставить на место зарвавшиеся иностранные корпорации и отстоять национальное достоинство, политический и экономический суверенитет.
Это сравнение, по-видимому, вызвано некоторой схожестью бед и проблем, стоящих сегодня перед Таиландом и Россией, общей для двух стран и понятной многим необходимости избрания нового, молодого и творчески мыслящего лидера, при сохранении некоторой разницы в масштабах происходящего. Однако такое сравнение все же не совсем правомочно. В отличие от нашего президента Таксин Чинноват стал государственником совсем недавно, а свои идеи переустройства деятельности государства разрабатывал не на основе исторического анализа наследия предыдущих правительств или личного опыта руководства госструктурами, а на базе своего опыта создания одного из крупнейших в современном мире монополистических объединений - корпорации телекоммуникаций "Чинноват Корпорейшн" (ныне - "Синнаватра Корпорейшн").
Таксин Чинноват родился в аристократической семье выходцев из Китая, пользующейся заметным влиянием в северной части страны (г.Чиенгмай). Он получил юридическое образование, окончил вслед за этим полицейскую академию, а несколько лет спустя продолжил образование в США, уже в сфере криминологии и информатики. Уволившись из полиции в звании подполковника и еще не достигший сорокалетия, Таксин оставил по себе благодарную память в Департаменте Королевской полиции, где он был одним из пионеров компьютерных систем обработки данных по уголовным делам. Получив кредиты и заручившись поддержкой правительства, давшего ему фактически монопольное право на развитие сотовой, спутниковой и пейджинговой связи в стране сроком на десять лет, уже в 1995 году Таксин Чинноват оказался восемнадцатым в списке богатейших людей мира, ежегодно публикуемом журналом "Форчун". При этом он с блеском выполнил и государственную задачу: по насыщенности мобильными средствами связи Таиланд сегодня на одном из первых мест в Азии и в мире.
За полтора года до экономического кризиса Таксин пришел в политику, заменив ушедшего в отставку Чамлонга Симыанга в качестве лидера одной из наиболее влиятельных партий, "Пхаланг Тхам", выражавшей интересы городского среднего класса. Победив на выборах в составе коалиции, он стал вице-премьером и предпринял широко разрекламированную, но неудачную попытку решить проблему автомобильных пробок в Бангкоке в течение шести месяцев. К чести Таксина следует признать, что он сам глубоко верил в свою идею и работал на нее по двадцать часов в день. В удачу его предприятия мало кто верил, но искренность и последовательность молодого политика были оценены по достоинству. Придя в правительство Таксин, как этого требует тайская конституция, сложил с себя все полномочия в компаниях "Чинноват Корп." и продал большую часть принадлежавших ему акций в собственность другим лицам.
В соответствии с принятым здесь порядком все кандидаты в депутаты парламента и действующие парламентарии обязаны опубликовать полные сведения о своей собственности и доходах, включая их происхождение. Цель этой процедуры не в том, чтобы преградить богатым путь в парламент, а в том, чтобы предотвратить личное обогащение за счет парламентской должности. Быть богатым в Таиланде не зазорно, если богатство - результат работы в бизнесе до прихода в политику или унаследовано от родителей и родственников. Ежегодная процедура "раскрытия счетов и сундуков" - несомненное и совсем недавнее завоевание тайской демократии - призвана позволить общественности вовремя заметить появление у политика необъясненного дохода и при необходимости инициировать расследование Антикоррупционной комиссией, созданной уже в соответствии с новой конституцией и вызвавшей за последний год временную политическую смерть (запрещение участия в выборных органах сроком до пяти лет) нескольких видных деятелей, включая генерального секретаря (второе лицо после лидера) Демократической партии. По закону об Антикоррупционной комиссии всякий политик, скрывший часть доходов или факт своей продолжающейся управленческой деятельности в коммерческом предприятии, рассматривается как политик коррумпированный.
Именно с этой стороны и обрушился на Таксина Чинновата неожиданный и сокрушительный удар в тот самый момент, когда его победа на предстоящих выборах уже казалась неотвратимой. Несколько дней назад в его адрес были выдвинуты обвинения в сокрытии в 1997 году части принадлежащих лично ему акций "Чинноват Корп." и передаче их на "хранение" членам семьи, друзьям и зависимым от него юридическим лицам. Достаточно распространенная среди богатой части политиков практика, не вызывающая обычно немедленной негативной реакции публики, в данном случае именно потому, что Таксин - наиболее вероятный кандидат в премьеры, может сыграть поистине роковую роль. Если обвинения будут приняты комиссией и начнется расследование, это нанесет ощутимый, но не смертельный удар популярности партии "Тхай Рак Тхай". Если же комиссия признает Таксина виновным в сокрытии активов, даже при условии победы его партии на выборах он не сможет занять пост премьера. По конституции правительство формирует лидер партии, завоевавшей наибольшее количество мест в парламенте.
Надо сказать, что партия Таксина, при всей ее популярности, находится в состоянии неустойчивого равновесия. Даже будучи массовой, она остается партией одного человека, одного харизматического лидера, популярного, кроме всего прочего, в силу своего имиджа, преуспевающего бизнесмена и прекрасного менеджера. Это очень хорошо показали недавние выборы мэра Бангкока, в которых, несмотря на большие усилия Таксина и массовую раздачу подарков избирателям, победил не кандидат "Тхай Рак Тхай", а многоопытный консерватор правого толка, лидер партии "Прачакон Тхаи" (Тайская гражданская партия) и почетный доктор Менделеевского университета в Москве Самак Сунтхаравет.
Если состоится обвинение Таксина Антикоррупционной комиссией, состояние равновесия нарушится не только для его партии. Таксин многомесячными усилиями собрал вокруг себя внушительную команду первоклассных политиков, по большей части перебежавших к нему из других партий, поверив в его счастливую звезду. К своей личной харизме, не вполне достаточной для полного завоевания сердец народных, он прибавил имидж националиста и, как магнит, привлек в свою партию лучшие силы национал-патриотов.
Если магнит внезапно потеряет силу, а это вполне вероятно в нынешней ситуации, партия "Тхай Рак Тхай" потеряет голоса, потеряет баланс и, самое главное, моральный дух. Тогда Таиландская политическая сцена из картины противостояния двух более или менее очерченных крупных политических объединений вновь превратится в хаотическую картину действия и противодействия разновеликих и разнонаправленных сил. И это произойдет практически накануне выборов.
Бангкок