В БЕРЛИНЕ выражают большую радость по поводу свержения режима Слободана Милошевича. "Наконец-то! Мы получили это!" - воскликнул при известии об этом из Белграда министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер. При этом выясняется, что в борьбе с Милошевичем Германия не ограничивалась пропагандой, а втайне активно вмешивалась во внутренние югославские дела, организуя, сплачивая и финансируя победившую теперь оппозицию. Сенсационные сведения об этой закулисной деятельности опубликовал на днях журнал "Шпигель". Он пишет, что "массивная политическая и материальная поддержка из Берлина, как, впрочем, и из других столиц Запада, способствовала тому, что оппозиционные группы и партии превратились в силу, которая сумела вынудить Милошевича к сдаче и возглавить власть".
Оказывается, еще 17 декабря прошлого года глава германской дипломатии Йошка Фишер вместе с госсекретарем США Мадлен Олбрайт тайно собрал в одном из помещений отеля "Интерконти" на берлинской Будапестерштрассе наиболее видных представителей югославской оппозиции. Там, как сообщает "Шпигель", в частности, были лидер Демократической партии Зоран Джинджич и глава Сербского движения обновления Вук Драшкович - тогда самые влиятельные оппозиционеры, правда, находившиеся в ссоре.
Как бы то ни было, сообщают немецкие журналисты, участники этой почти конспиративной встречи договорились о кандидатуре на президентский пост тогда еще малоизвестного Воислава Коштуницы, а "непредсказуемому популисту Драшковичу было отказано в поддержке".
Через некое бюро в Будапеште в страну было негласно переведено 30 миллионов долларов, в основном из США, чтобы снабдить оппозицию перед выборами компьютерами, телефонами и другим необходимым. "Сотни активистов были подготовлены к этой работе за границей", - отмечает "Шпигель".
С той же целью были широко использованы партнерские связи между городами Югославии и западных стран. По этому каналу примерно в 40 городов, местную власть в которых представляла оппозиция, поступило около 45 миллионов марок.
В Германии эту "гуманитарную акцию", в которой участвовали 16 немецких городов, координировал бывший социал-демократический депутат бундестага Йозеф Фозен. А организационно помощь югославской оппозиции доставлялась в рамках т.н. сегедского процесса, названного так по имени венгерского города. Там по инициативе координатора Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы немца Бодо Хомбаха сначала в сентябре прошлого года, а затем и весной этого были устроены встречи с десятками югославских мэров, придерживающихся демократической ориентации. "Партнерские связи, - уточняет "Шпигель",- были на самом деле только трюком, чтобы прикрыть факты того, что Германия, как и другие государства, напрямую поддерживает оппозицию в Югославии". Немецкие деньги на сумму почти в 17 миллионов марок, предоставленные якобы по линии партнерских связей между городами двух стран, в действительности брались из фонда германского МИДа, предназначенного для Пакта стабильности.
Широко, но "очень и очень тайно", как признает теперь Бодо Хомбах, оказывалась поддержка и оппозиционным югославским СМИ. Газеты снабжались бумагой, некоторые небольшие издания получили даже печатную технику, а местные радио- и телестанции - современные передатчики, бесплатный доступ к западным информационным агентствам. Инструктировались и их кадры: журналисты приглашались на краткосрочные курсы в Германию.
Официально помощь СМИ оказывалась через "Немецкую волну", Баварское радио и второй канал немецкого телевидения. Деньги же по большей части выделяло Ведомство печати и информации правительства ФРГ в Берлине. С конца прошлого года на оснащение оппозиционных и независимых СМИ в Югославии было израсходовано 4 миллиона марок. А "Немецкая волна", при всей предписанной ей бюджетной экономии, инвестировала 10 миллионов на расширение своего вещания на Югославию.
Йошка Фишер, пишет журнал, отвергает упрек в недопустимом вмешательстве Запада во внутренние дела другого государства, ибо все это "могло кончиться куда большей кровью". Хотя очевидно, как далеко и к каким непредсказуемым последствиям может привести дипломатия, руководствующаяся вместо международного права подобными аргументами.