СПОРЫ вокруг формирования нового союзного правительства, разворачивающиеся в Югославии уже вторую неделю, обострили конфликт между руководством страны с новоизбранным президентом Воиславом Коштуницей во главе и главой Республики Черногории Мило Джукановичем. Бойкотировав президентские и парламентские выборы в стране в знак протеста против поправок к Конституции, внесенных Слободаном Милошевичем, в соответствии с которыми республика утратила равноправие с Сербией, Демократическая партия социалистов Черногории Джукановича продолжает настаивать на нелегитимности выборных результатов и грозит проведением референдума о самоопределении республики. Однако, преследуя свои интересы, американская администрация пытается вмешаться в этот конфликт, предлагая свой вариант "восстановления мира на Балканах": сохранение Черногории в составе федерации и присоединение к ней еще одной республики... Косово.
Разногласия вокруг формирования союзного правительства, а также правительства Сербии коснулись, впрочем, не только Коштуницы и Джукановича, но и самой коалиции югославского президента - Демократической оппозиции Сербии (ДОС). Предложенная Коштуницей в качестве мандатария в федеральном правительстве кандидатура заместителя бывшего союзного премьера Момира Булатовича по Социалистической народной партии Черногории, оппозиционной Джукановичу, Предрага Булатовича категорически опротестовывается черногорским лидером. В то же время один из лидеров ДОСа и менеджер предвыборной кампании объединенной оппозиции Зоран Джинджич настаивает на том, чтобы союзное правительство было техническим. Между тем, назначая премьером представителя единственной черногорской партии, вышедшей на выборы, Коштуница убивает двух зайцев. С одной стороны, строго следует Конституции, по которой, если президентом страны становится представитель сербской партии, то премьер-министром назначается черногорец. С другой - добивается коалиции с СНП, входившей в правящую коалицию социалистов с Соцпартией Слободана Милошевича во главе, внося таким образом раскол в ряды левых, получивших в общей сложности большинство в нижней палате парламента. К тому же скорейшее формирование правительства необходимо для нормального функционирования югославского государства, его возвращения, по словам Воислава Коштуницы, "в международные финансовые и политические институты". Несмотря на это, из Подгорицы продолжают поступать заявления протеста против назначения на пост главы правительства члена бывшей коалиции Милошевича. Правящая черногорская коалиция "За лучшую жизнь" пригрозила провести референдум о выходе Черногории из Союзного государства, если "во главе так называемого правительства СРЮ будет находиться представитель античерногорской партии". "Что хорошо для Сербии, то плохо для Черногории" - такова основная линия черногорских властей, хотя отделение от Сербии - основного поставщика дешевой и качественной сельхозпродукции - вряд ли принесло бы пользу народу Черногории. Между тем накануне отложенного из-за травмы черногорского президента заседания Верховного совета обороны Мило Джуканович потребовал реформирования армии на федеральном уровне, заявив о необходимости смены всей военной верхушки в стране, повинной, по его словам, в экономической блокаде Черногории в течение последних трех лет, а также вывода с территории республики всех полицейских подразделений, подконтрольных сторонникам Милошевича.
Сегодня Воислав Коштуница отправится в столицу Черногории с "официальным визитом", по выражению президента СРЮ. Речь пойдет о будущем Югославии, причем глава государства готов пойти на уступки и при подписании нового союзного договора изменить название государства на Союз Сербии и Черногории. Коштуница также не имеет ничего против ввода в правительство выдвиженцев от Демократической партии социалистов Черногории (СНПЧ) "в интересах снижения напряженности между республиками и внутри Черногории", уже сделав соответствующее заявление. Однако пока неясно, примут ли представители СНПЧ это предложение.
Неожиданную поддержку новому югославскому президенту, по крайней мере в желании сохранить целостность федерации на данном этапе, выразила американская администрация. Направив в Белград своего советника и госсекретаря США по Балканам Джеймса О,Брайана, Билл Клинтон передал с ним послание Воиславу Коштунице, в котором выразил заинтересованность в "восстановлении нормальных отношений" между Вашингтоном и Белградом. При этом на переговорах Коштуницы с О,Брайаном речь в основном шла о разрешении региональных вопросов. А причиной постановки этих вопросов явились Черногория и Косово. Похоже, что югославские лидеры вновь не замечают, что Запад пытается играть по-крупному на югославском поле: зачем отделять Черногорию от Югославии, когда спустя некоторое время можно отделить сразу и Черногорию, и Косово - на правах республик, провозгласивших независимость. Югославия - бывшая Югославия - уже переживала подобное в начале 1990-х.
Белград-Москва