ЗАВЕРШИЛСЯ второй тур теледебатов между главными кандидатами на пост президента США Альбертом Гором и Джорджем Бушем. Дискуссия, проходившая в университете Уэйк-Форест в городе Уинстон-Сэлем (штат Северная Каролина), скорее напоминала дружескую беседу, чем спор соперников за несколько недель до выборов. Предыдущие дебаты, состоявшиеся на прошлой неделе в Бостоне, которые увидели 75 миллионов американцев, были намного жестче. Естественно, что в связи с последними событиями в Югославии и на Ближнем Востоке не могли остаться в стороне и вопросы внешней политики. Им был полностью посвящен второй раунд, примерно половина отведенного на дискуссии времени.
Интересно, что инициатором ведения дебатов по вопросам внешней политики на этот раз выступил Буш, которого часто обвиняют в некомпетентности в этой сфере. Кандидаты в основном согласились по вопросам ближневосточного урегулирования, призвав Ясира Арафата убедить палестинцев прекратить провоцировать израильтян. Кроме того, они предупредили Саддама Хусейна, чтобы он не пытался воспользоваться сложившейся напряженной ситуацией в регионе. Буш затронул вопросы американо-российских отношений, отметив, что США не следует диктовать России, как нужно проводить реформы в стране.
Он еще раз указал на ошибки администрации Клинтона на российском направлении: "Мы пришли в Россию, мы сказали - вот вам деньги из МВФ, - и в результате они попали в карманы Виктора Черномырдина и других. А мы делаем вид, что там идут реформы".
Что касается нынешней ситуации в Югославии, то оба кандидата сошлись на том, что поражение Слободана Милошевича связано в том числе с натовскими бомбардировками 1999 года.
* * *
ПОСЛЕ того как 11 октября в штате Северная Каролина состоялся второй раунд национальных теледебатов между кандидатами на пост президента США - республиканцем Джорджем Бушем и демократом Альбертом Гором, - Институтом Гэллапа был проведен опрос телезрителей, в результате которого выяснилось, что победу на этих дебатах Буша подтвердили 49% опрошенных, Гора - 36%. Многих такой исход дебатов привел в замешательство, поскольку первый раунд две недели назад дал прямо противоположные результаты.
Однако более важным здесь считают провал попытки ведущего Джима Лерера заставить самих участников словесного поединка определить различия между ними по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики. По общему признанию, соперники мало преуспели в этом, оставив, таким образом, нерешенным вопрос, всерьез заботящий ту группу американских избирателей, которой, по общему признанию, суждено решить исход "кампании-2000" - речь идет о "независимых", борьба за голоса которых явилась доминирующим фактором нынешних президентских выборов в США. То есть попросту кандидаты так и не убедили тех, за чьи голоса они борются, что между республиканцем и демократом есть серьезная разница в позициях.
Куда эффектнее получились теледебаты кандидатов на пост вице-президента - республиканца Дика Чейни и демократа Джозефа Либермана. Но транслировавшийся на всю страну телепоединок двух маститых политиков, позднее единодушно названный комментаторами всех направлений "делающим честь Америке", в буквальном смысле смешал все карты, вызвал растерянность в рядах как демократов, так и республиканцев, а общество в целом заставил задуматься о состоятельности самого механизма отбора кандидатов на высший государственный пост. Суть происшедшего была единодушно выражена формулировкой: не правильней ли было бы претендентов на посты президента и вице-президента поменять, так сказать, местами, причем как у демократов, так и республиканцев?! В этом поразительно единодушны оказались и независимые аналитики, и телезрители (всего за ходом "малых" теледебатов следили более 40 млн. американцев), которые поспешили отразить свое впечатление в телефонных звонках на телестудии.
Причиной того, что в результате теледебатов претендентов на пост вице-президента "все смешалось в кампании-2000", стал, по общему признанию, высокий уровень поединка, культура участников которого не допустила привычного сведения счетов, а политический опыт и знание предмета впервые расшифровали для неспециалистов (из которых и состоит любой электорат) запутанные доселе проблемы и выдвинутые каждым кандидатом планы их разрешения в интересах общества. Если же говорить об "очках", то оценки показали очевидное для всех равенство Чейни и Либермана.
Какова же суть выбора, который предстоит американским избирателям 7 ноября? По замечанию известного американского политолога профессора Массачусетского университета (Бостон) Эдварда Берда, Альберт Гор и Джордж Буш вполне могли бы быть одноклассниками, однокурсниками, жить в одной комнате студенческого общежития, разделяя увлечения своего поколения. Американцы, заметим, в первую очередь выбирают эмоционально созвучную им личность, способную олицетворять чаяния и надежды человека на лучшее, более стабильное, более гарантированное будущее. Но и в этом смысле в обоих кандидатах при всем кажущемся различии также заложено много общего, того, что "из детства". Доминирующая фигура известного в стране отца. Сильная личность матери, которая в случае Буша "давала советы и тогда, когда он ее об этом не просил". Жена, с определенного момента жизни ставшая "воспитательницей".
Аналог фактического равенства шансов двух главных кандидатов находят лишь в выборах сорокалетней давности, когда борьба шла также между равными партнерами - Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном. Но то были очень разные политики с разными платформами. А сейчас, по мнению, например, губернатора штата Миннесота Джесси Вентуры, не принадлежащего ни к одной партии и, таким образом, числящегося среди "независимых", между двумя главными претендентами не может быть никакой разницы, поскольку ее не существует между представляемыми ими партиями.
Сан-Франциско