В ЮГОСЛАВИЮ один за другим прибывают высокопоставленные гости из европейских стран. Вчера в Белград нанесли визиты премьер-министр и министр иностранных дел Италии Джулиано Амато и Ламберто Дини, а во вторник - главы МИД Франции и Румынии Юбер Ведрин и Петре Роман.
Визитеры из европейских стран наперебой обещают новому президенту Югославии Воиславу Коштунице помощь в "восстановлении демократии" и перспективы восстановления страны в международных организациях. А Петре Роман даже пообещал оказать содействие в преодолении энергетического кризиса и сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе в целом.
Президент Чехии Вацлав Гавел направил Коштунице официальное приглашение посетить Чехию, а председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы лорд Рассел-Джонстон - выступить на заседании ПАСЕ в Страсбурге, которое пройдет 9 ноября. Кофи Аннан направил президенту свое письмо, в котором призвал последнего "потребовать восстановления членства Югославии в ООН". Вчера, также для решения вопроса об оказании помощи Югославии, в Белград прибыл координатор Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе Бодо Хомбах.
Юбер Ведрин как министр иностранных дел страны - председателя ЕС лично вручил Коштунице официальный документ Евросоюза, в котором говорится о частичной отмене санкций против Югославии (пока, напомним, сняты только нефтяное эмбарго и запрет на авиаперевозки). При этом стороны не скупились на дружественные приветствия и высокопарные эпитеты, забыв о недавней конфронтации, вызванной участием Франции в агрессии НАТО. "Ответом храброму сербскому народу, который за несколько мирных дней написал новую страницу в истории европейской демократии", считает Ведрин решение ЕС о частичной отмене санкций против Югославии. При этом "дорогой гость из дорогой страны" - так назвал Коштуница шефа французской дипломатии - заявил, что, несмотря на преждевременность разговора о вступлении Югославии в ЕС, все члены этой организации принципиально высказываются за членство балканского государства в Евросоюзе.
Обсуждая с Коштуницей ситуацию в Косово, Ведрин заявил, что демократические перемены положительно скажутся на разрешении кризиса в сербском крае. Хотя, по всей вероятности, несмотря на несогласие нового руководства Югославии с проведением выборов в Косово, назначенных ОБСЕ на 28 октября, они все-таки состоятся. Между тем в интервью французскому каналу "TF-1" Коштуница подчеркнул, что не рассматривает возможности отделения ни Косово, ни Черногории от Югославии.
Тем временем отношения между Сербией и Черногорией остаются по-прежнему сложными. Недовольная своим положением (из-за изменений, внесенных в конституцию Слободаном Милошевичем, республика потеряла равноправие с Сербией в Верхней палате федерального парламента, поскольку при прямом голосовании она из-за крайней малочисленности населения заведомо не может реально повлиять на результаты выборов), Черногория требует от нового президента восстановления равноправия с Сербией, которая узурпировала, по мнению черногорского руководства, власть Федерации. Между тем за равное соотношение сил в парламенте уже высказался заместитель председателя Социалистической народной партии Черногории Предраг Булатович, согласившись с постом мандатария в новом правительстве, предложенным Воиславом Коштуницей.
Тем временем в самой Черногории отчетливо звучат голоса о необходимости самостоятельности республики. Заместитель председателя Социал-демократической партии Черногории Ранко Кривокапич выступил с критикой политики нового союзного президента, заявившего, что будущий союзный договор между Сербией и Черногорией будет подразумевать совместное управление в области обороны, внешней и монетарной политики. По мнению же черногорского политика, эти три составляющих в прежнем союзном договоре отрицательно сказались на Черногории, так как Белград использовал их исключительно в своих интересах.
При этом он заявил, что собственная "армия - это единственный ответ на такую позицию" и, если военнослужащие Югославской народной армии "хотят остаться в Черногории" и служить ей, они будут встречены с распростертыми объятиями. При этом остается непонятным, как технически Черногория, все население которой составляет не более 600 тыс. человек (тогда как население Сербии без Косово составляет около 10 млн. человек), собирается создавать собственную армию.
Белград