НА ПУТИ строительства объединенной Европы увесистым камнем преткновения была и, увы, остается проблема унификации внешней политики стран - участниц этого процесса. По многим направлениям интеграции достигнут бесспорный прогресс - единое экономическое пространство, свобода передвижения людей, товаров, капиталов, сближение правовых законодательств, социального обеспечения, учреждение общей валюты. Но в сфере международного взаимодействия ни сплоченности, ни солидарности по многим важным, порой весьма острым проблемам пока нет. И хотя усилия постоянно предпринимаются, ситуация в чем-то напоминает известную басню о квартете, который никак не мог добиться слаженной игры...
Наиболее значительной мерой, от которой ждали результативной отдачи, было учреждение специальной должности верховного представителя Европейского союза по вопросам внешней политики и коллективной безопасности с тем, чтобы он дирижировал нестройным оркестром из пятнадцати внешнеполитических ведомств стран-участниц. На этот пост ровно год назад был назначен бывший генсек НАТО Хавьер Солана. Теперь, по прошествии годичного периода, в столицах Европейского союза разводят руками и констатируют, что координация внешней политики партнеров по-прежнему оставляет желать лучшего. Разнобой действий, заявлений, мероприятий во внешних курсах происходит как на уровне отдельных стран, так и в работе Комиссии ЕС, Европейского парламента, Совета Европы.
Особенно резко вся эта разноголосица европейских партнеров ощущается в стенах ООН. Так, сейчас в Совете Безопасности три государства - члена Евросоюза, из них два - на постоянной основе, но между ними зачастую нет согласия по принципиально важным вопросам. Например, Франция против нелимитированных во времени, так называемых бессрочных санкций в отношении Ирака, тогда как Великобритания и Голландия полностью на стороне США и выступают за сохранение таких санкций. Та же картина на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, когда речь заходит на тему о разоружении: ядерные державы - члены Евросоюза и остальные его участники имеют на этот счет неоднозначные подходы и голосуют по-разному. Противоречивость позиций по Кубе - Испания и другие члены Евросоюза за развитие сотрудничества, Лондон, как водится, на стороне жесткой линии Вашингтона. До сих пор нет полного единства мнений по Чечне: если Совет Европы закручивал гайки и даже отлучал российскую делегацию от голосования, то правительства некоторых стран были решительно против подобного экстремизма своих депутатов - пытались на них влиять и облагоразумить. Впрочем, даже в отношении процедур принятия новых участников до сих пор высказываются весьма различающиеся суждения.
Хавьер Солана, отчетливо видя с высоты своего поста диссонансы во внешнеполитической деятельности Евросоюза, сделал на днях ряд конкретных предложений по исправлению положения. Суть этих предложений, изложенных в беседе с корреспондентом "НГ", сводится к тому, чтобы заставить наконец Европу говорить одним голосом и устранить никчемное дублирование дипломатических акций. По этому поводу он приводит такие факты: на сегодня 40 тысяч европейских дипломатов задействованы для выполнения 1500 всевозможных поручений и миссий за рубежом, которые совершенно неоправданно и даже во вред дублируют друг друга. Для сравнения отмечается, что США имеют за границей 15 000 дипломатических работников, занятых в 300 миссиях, и при этом американское влияние на планете более весомое и ощутимое, чем Европы. Политические обозреватели в бельгийской столице обращают внимание в этой связи на то, что политическое влияние стран Европейского союза в международных организациях и мировых делах сильно отстает от их финансового вклада в бюджет ООН - он составляет 36% от общей суммы взносов, 40% на финансирование акций по поддержанию мира и 50% фондов по программам ООН.
Принимая во внимание все эти обстоятельства, Хавьер Солана в своем обращении к партнерам по Евросоюзу ратует за то, чтобы была устранена какофония в проведении их внешнеполитических курсов, чтобы четко координировать все действия дипломатов, их выступления, зарубежные поездки. Одним словом, работы в этом направлении еще непочатый край как для самого Соланы, так и для всех общеевропейских структур.
Строительство объединенной Европы - процесс многоплановый. В том смысле, что здесь целый вектор направлений, тенденций, поисков. Страны - участницы этого процесса сходятся сейчас на том, что нужен некий общий знаменатель или даже маяк-ориентир на все случаи их коллективного существования и взаимодействия. Потому и было решено выработать Хартию основополагающих прав Европейского союза, для чего создали комиссию из 62 маститых специалистов. Комиссия работала довольно долго и выдала наконец требуемый документ. Корреспонденту "НГ" была любезно предоставлена возможность ознакомиться с текстом Хартии, которая должна быть утверждена в высоких общеевропейских инстанциях.
В проекте 53 статьи, сгруппированных в семь разделов: достоинство, свободы, равенство, солидарность, гражданство, справедливость и общие диспозиции. В целом это яркий букет впечатляюще красивых и гладко отшлифованных фраз, обернутый в упаковку стандартной юридической терминологии. Комиссия поработала не зря: в тексте будущей хартии провозглашаются права граждан Европы с такой осторожностью, что проку от этого не столь уж много. Можно долго и пристрастно искать, но не найти что-то новое в области прав, чего не было бы в национальных конституциях, в законодательствах стран - участниц Евросоюза. Все это уже давным-давно было и принято, и утверждено. Депутат Европейского парламента от Франции Тьерри Корнилле сказал по этому поводу так: "Ведь и в Декларации прав человека, провозглашенной в 1789 году, записано много прекрасных положений, не выполненных до сих пор!" Сомнительна и практическая значимость этого документа, поскольку выполнение его не только не предписывается, но и отрицается. Министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин как бы в порядке инструкции о том, как относиться в будущем к Хартии, недвусмысленно заявил: "Этот текст имеет политическое значение, но отнюдь не юридическое".
Действительно, в проекте Хартии много тавтологии, повторений того, что уже общеизвестно. В Европарламенте и Комиссии ЕС полагают, однако, что когда Хартия будет принята, а в этом нет ни малейшего сомнения, то ее можно сделать преамбулой будущей Конституции объединенной Европы. Над этим документом также идет упорная работа. Грядет череда и других солидно звучащих бумаг, выпускаемых неутомимым многотысячным чиновничьим аппаратом европейских организаций, размещенных в Брюсселе, Страсбурге, Люксембурге. Таков уж непреложный закон бюрократической среды во все времена и при всех режимах.
Брюссель-Страсбург