0
1004
Газета В мире Интернет-версия

11.10.2000 00:00:00

В юбилей германского единства неонацисты сожгли синагогу

Тэги: германия


германия В Бухенвальде сегодня много посетителей.
Фото автора

КАК НИ ПРИСКОРБНО, минувшая юбилейная неделя десятилетия германского объединения оказалась отмеченной в ФРГ не только торжественными заседаниями, приемами и народными гуляньями. В те же дни вызывающе напомнили о себе правоэкстремистские и неонацистские силы, совершив в ряде мест страны новые наглые вылазки.

Так, в ночь на праздничное 3 октября в бывшем гитлеровском концлагере Бухенвальд (Тюрингия) "неизвестные" испоганили нацистскими свастиками памятные доски и разбили стекла музея. Такое же надругательство было совершено над могилами еврейского кладбища в городе Швебиш Халл (земля Вюртемберг-Баден).

Но больше всего переполошила власти попытка поджога синагоги в Дюссельдорфе. Она невольно напомнила о таких кострах по всей Германии в так называемую хрустальную ночь 1938 года. К дверям молельного дома были брошены три бутылки с зажигательной смесью. Вспыхнувший огонь случайно заметила жительница соседнего дома, и пожар удалось предотвратить. Но это не все. В той же столице крупнейшей земли Северный Рейн-Вестфалия (СРВ) в служебном бюро проживающего там председателя Центрального совета евреев в Германии Пауля Шпигеля был обнаружен пластиковый пакет с муляжом взрывного устройства и запиской, что "придет время - и бомба окажется настоящей".

Как огорченно заявил Пауль Шпигель, в Германии все еще не осознали, какие размеры приняла враждебность к иностранцам. В Дюссельдорф срочно прибыл федеральный канцлер Герхард Шредер. Тем более что два месяца назад, в самом конце июля, в этом "Париже на Рейне" уже пролилась кровь, когда неонацисты целенаправленно взорвали гранату на пути группы еврейских иммигрантов из России. Это преступление до сих пор не раскрыто. Сейчас на поиски поджигателей брошено 100 лучших сыщиков. За помощь в поимке преступников обещаны 25 тысяч марок. (В Бухенвальде премия назначена тоже, но скромнее - в 5 тысяч.) Хотя, если судить по отчетам правоохранительных ведомств, причастные к правоэкстремистскому спектру лица известны чуть ли не поголовно, раскрываемость их деяний пока не на высоте.

Побывав у синагоги и выразив возмущение новым преступлением, Шредер призвал "всех порядочных людей восстать" против антисемитизма и вражды к иностранцам. Тема эта уже давно занимает и тревожит германское общество.

В этом году экстремисты стали демонстрировать свое активное "присутствие" по всей стране. Причем оно далеко не сводится к демонстрациям и пропаганде. Только в первом полугодии текущего года полицией зарегистрировано 5223 противоправных деяния антисемитского и правоэкстремистского характера. Это на 10% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Едва ли не каждый день поступают сообщения об избиениях иностранных иммигрантов, поджогах их жилищ, намалеванных нацистских и расистских лозунгах. В Бамберге в начале августа у дома на Вильдензоргенштрассе, принадлежащего еврейской семье, было случайно найдено и вовремя обезврежено взрывное устройство с часовым механизмом. В Берлине в июне в подвале у одного неонациста обнаружили готовую самодельную бомбу и материал для еще одной. Там же, в столице, полиция сумела предотвратить покупку завзятым нацистом полуавтоматической винтовки с глушителем и снайперским прицелом, которая потребовалась ему якобы "для защиты от левых". В прошлую пятницу ночному нападению подверглась синагога в берлинском районе Кройцберг, у которой были разбиты окна; двумя сутками позже - кладбище советских воинов и немецких антифашистов в Шверине.

Известно, что круги, партии, организации неонацистского и правоэкстремистского толка существовали и раньше, и временами, особенно в периоды экономического спада и роста безработицы, их активность превращалась в проблему еще в Боннской республике. К основным относится прежде всего основанная в 1964 году в Штутгарте Национал-демократическая партия (НДП) во главе с бывшим капитаном бундесвера Удо Фойгтом. Фактически она является негласной преемницей гитлеровской и центром притяжения наиболее воинствующих правых. Далее следует Немецкий народный союз (ННС) - партия мюнхенского миллионера и издателя Герхарда Фрея, водившего не столь давно личную дружбу с Владимиром Жириновским. ННС проник в ландтаги Бремена, Саксонии-Ангальта и Бранденбурга. В союзе с ним выступают "республиканцы" - партия тоже мюнхенского происхождения. Численность рядов этой "троицы" составляет соответственно 6,17 и 14 тысяч человек, однако их националистическая пропаганда воздействует на значительно большую "аудиторию".

После объединения страны эти и другие подобные организации были, по существу, экспортированы из "старой" ФРГ в федеральные земли, образованные на территории бывшей ГДР. (Каким бы "формальным", как ныне нередко утверждают, ни был антифашизм в ГДР, ничего подобного тому, что наблюдается в Германии сейчас, там и в помине не было.) При этом образовавшийся в этой части страны идеологический вакуум, умноженный на массовую безработицу и крушение профобразования, открыл силам зла возможности националистического влияния на дезориентированную молодежь.

Явно сказалось также то обстоятельство, что и после объединения Германии ее правоохранительные органы были по-прежнему ориентированы преимущественно на борьбу с левыми. К примеру, в земле Вюртемберг-Баден, где неонацисты только что надругались над еврейскими могилами, ее ведомство по охране Конституции, судя по его докладу, куда больше сил тратит на местную организацию представленной в бундестаге Партии демократического социализма, чем наглеющих нацистов. Одновременно общественное внимание в стране годами было отвлечено от правоэкстремистской опасности мстительной охотой, развязанной после объединения при помощи так называемого "ведомства Гаука", на бывших агентов "штази", а также руководителей ГДР. Слишком далеко зашел, по-видимому, и "либерализм" власти по отношению к неонацистам, если музыкальные группы вроде "Гестапо", "Циклон Б" (газ, которым варварски умерщвляли узников Освенцима), "Циллертальские охотники на турок" и им подобные (всего таких 93) спокойно устраивают нелегальные концерты с репертуаром расистского содержания. Есть и другие обстоятельства, содействовавшие тому, что старая западногерманская проблема праворадикализма и неонацизма превратилась в новую общегерманскую. Причем ее опасность возросла и в связи с тем, что "количественные показатели", как свидетельствуют факты, вполне могут обернуться "новым качеством" - перерасти в террористическую. Согласно новейшему анализу Федерального ведомства по охране Конституции, потенциал неонацистов, готовых к насилию, растет и насчитывает уже около 9000 человек. Оно предупреждает, что налицо "признаки угрозы терроризма".

Вообще дискуссий о корнях праворадикализма, путях и методах борьбы с ним в Германии хоть отбавляй. Они жарко ведутся в правительстве, бундестаге, основных партиях, общественных организациях, не говоря уже о прессе и телевидении. Спорят в основном о том, можно ли обойтись, так сказать, воспитательными мерами или употребить всю силу закона и власти. Одни ратуют за привитие необходимого иммунитета или, как выразился руководитель аппарата канцлера госминистр Франк-Вальтер Штайнмайер, за меры, которые "продвинули бы процесс общественного презрения" по отношению к праворадикальным силам. В Берлине с этой целью летом был основан "Союз за демократию и терпимость". (Под терпимостью имеется в виду отношение к иностранцам, которых в Германии уже более 7 миллионов и против которых, как якобы отнимающих у самих немцев работу и хлеб, постоянно подстрекают партии, круги и организации крайне правого экстремистского толка.) Но многие сомневаются, что этого достаточно. Хотя запрет партий в ФРГ - дело весьма сложное и по имеющемуся опыту далеко не всегда дает ожидаемый результат, в стране все громче звучат требования запретить хотя бы НДП. Об этом заговаривал канцлер Шредер. Сейчас, после неонацистских провокаций, федеральное и земельное правительства рассматривают уже конкретнее вопрос об обращении в Конституционный суд насчет запрета НДП. Но процедура эта долгая. Очевидно, что наиболее действенным вариантом было бы сочетание как пропагандистских, так и административно-законодательных мер.

Разумеется, речь не идет о достижении критического предела, хотя сами руководители страны говорят о нетерпимости ситуации с праворадикализмом. Демократические основы единого германского государства и огромного большинства его общества достаточно прочны. Более того, сейчас у власти там начиная с канцлера, министров иностранных и внутренних дел стоят немецкие "шестидесятники" - люди, которые самым активным образом участвовали в Боннской республике в антифашистском и антивоенном движениях. Парадокс, однако, в том, что, оказавшись во главе государства, они не сумели уберечь Германию от участия в войне НАТО против Югославии, а сейчас вновь поставлены перед знакомой внутриполитической задачей.

Министр внутренних дел ФРГ Отто Шили решился в середине сентября лишь на запрет немецкого филиала международной организации бритоголовых "Кровь и честь", насчитывающей в Германии 240 членов. Это пока все. Возможно, однако, что неонацистские провокации последних дней, не только опасные для страны, но и порочащие ее международный имидж, побудят наконец Берлин перейти от слов к более решительной и действенной борьбе с праворадикализмом. "Дать отпор зародышам нацизма" - этот известный девиз немецких антифашистов не теряет своей актуальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
816
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2583
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1755
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1371

Другие новости