В СУББОТУ вечером Воислав Коштуница после многочасового заседания федеральной скупщины Югославии принес присягу президента. Накануне бывший президент Слободан Милошевич совершил то, чего от него не ожидал никто, - он поздравил нового президента с победой и отрекся от власти. В Сербии наступило затишье. Улицы начинают разгребать от многотонного мусора - издержек революции, постепенно включаются в работу частные и государственные предприятия. Сербия начинает новую жизнь.
Выступая на церемонии инаугурации, Воислав Коштуница поклялся выполнять Конституцию, защищать суверенитет страны, способствовать соблюдению прав и свобод человека и гражданина, а также придерживаться союзного договора, объединяющего Сербию и Черногорию в единое государство. Возможно, теперь, когда эмбарго европейских стран против Югославии уходит в прошлое, этот союз двух балканских республик лишь упрочится, так как потеряют всякий смысл мотивы для отделения Черногории, которого добивался с 1997 года президент республики Мило Джуканович.
После визита в Белград шефа российской дипломатии Игоря Иванова, который встретился в югославской столице не только с новоизбранным президентом, но и с уже опальным Слободаном Милошевичем (отказавшись, впрочем, признать новый статус Воислава Коштуницы до того, как он будет объявлен официально), поздравить нового главу государства прибыли министры иностранных дел Греции и Норвегии Георгиос Папандреу и Турбьерн Ягланд. Главы внешнеполитических ведомств стран - членов НАТО не просто поздравили Коштуницу с президентством, но и возвестили об обещанном снятии с Югославии санкций Евросоюза. При этом дипломаты заверили своего нового партнера (именно таковым они обещают видеть Коштуницу в европейских делах) в финансовой поддержке и участии в "становлении демократического государства". При этом, выражая благодарность "за поддержку в самые трудные минуты", которую, по словам президента, эти страны оказывали сербскому народу, Коштуница имел в виду заслуги прошлого. Деньги, которые обещает новой Югославии Евросоюз, безусловно, нужны здесь. Причем речь идет не только о так называемой финансовой помощи или инвестициях, но и о разблокировании огромных сумм, замороженных на счетах в западных банках.
Между тем ущерб от революционного неистовства, царившего на улицах сербских городов и особенно Белграда, составил миллионы долларов. Во время бунта, когда разъяренная толпа (во многих случаях направляемая мэрами некоторых городов, стянувших в столицу крупногабаритную сельхозтехнику) вламывалась в здания федерального парламента, телевидения, магазины и учреждения, было похищено огромное количество ценной техники, разрушено дорогостоящее оборудование и просто опустошены (пожаром и мародерами) помещения, требующие теперь капитального ремонта. Только в здании Гостелерадио Сербии, разнесенном практически по кусочкам, ущерб составил более 500 тысяч долларов. К тому же, как стало известно, из здания скупщины были похищены ценные произведения искусства.
По-прежнему актуальным остается вопрос дальнейшей судьбы бывшего президента Слободана Милошевича.
Милошевича вряд ли выдадут Гаагскому трибуналу. И Коштуница, и ближайшие его сподвижники не раз выражали свое отношение к этой инстанции. "Мы не заинтересованы в том, чтобы бывший президент шатался по судам, чтобы мы, таким образом, стали первой державой, с которой бы это произошло", - заявил ближайший соратник Коштуницы по коалиции и, в общем-то, мозговой центр всей оппозиционной стратегии, лидер Демократической партии Югославии Зоран Джинджич. В таком же духе высказывался и сам Коштуница на встрече с главой МИД РФ Игорем Ивановым. По словам Иванова, Коштуница "резко негативно" отозвался об этом органе, тем более что "по мере утверждения демократических преобразований на территории бывшей Югославии встает вопрос о целесообразности этого трибунала". Скорее всего, по словам российского министра иностранных дел, "в этих странах будут созданы свои правовые органы" для расследования соответствующих преступлений.
Выступая по телевидению перед гражданами после своей встречи с Коштуницей, Милошевич заявил, что займется укреплением своей партии, которая отныне будет в оппозиции, что, по словам бывшего президента, позволит изгнать из нее тех, кто пришел из корыстолюбия. Кстати, таким образом он опроверг собственные слова о том, что оппозиция, пришедшая ныне к власти, куплена на корню западными спецслужбами.
Между тем, как сообщило независимое агентство БЕТА со ссылкой на диспетчерскую службу аэропорта "Сурчин" в Белграде, семья Марко Милошевича, сына бывшего президента СРЮ, вылетела в Москву рейсовым самолетом авиакомпании "JAT".
Белград
* * *
СОВЕТ Европейского союза на уровне министров иностранных дел 15 стран под председательством руководителя внешнеполитического ведомства Франции Юбера Ведрина на своей очередной сессии в Люксембурге принял решение о частичной отмене экономических санкций против Югославии. Это касается таких областей сотрудничества, как воздушное сообщение и снабжение страны нефтепродуктами. О дальнейших послаблениях санкций решения будут приниматься последовательно, по мере прояснения обстановки и анализа первых шагов руководства в Белграде.
При всей благожелательности министров к переменам в Югославии здесь чувствуется определенная сдержанность и явно выжидательная позиция. Участвующий в работе Совета ЕС представитель ООН в Косово Бернар Кушнер на вопрос корреспондента "НГ" о его мнении относительно перемен в стране сказал: "В Косово продолжается конфликт, и нет никаких оснований для эйфории. Некоторые заявления нового руководителя Югославии настораживают, и мы ждем конкретных шагов, не обольщаясь насчет каких-то кардинальных изменений". В Люксембурге обсуждался также вопрос о размораживании экономической и финансовой помощи Югославии, предоставление которой было приостановлено до тех пор, пока не уйдет Милошевич. Сумма этой помощи составляет примерно два миллиарда долларов, однако размораживать ее будут по частям.
Люксембург
* * *
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ устами официального представителя госдепартамента заявили, что, со своей стороны, Вашингтон сможет снять санкции с Белграда лишь после того, как бывший президент Слободан Милошевич будет выдан новыми югославскими властями Международному трибуналу по бывшей Югославии. Таким образом, полностью подтвердился прогноз "НГ", сделанный еще неделю назад, относительно дальнейшего поведения США в том, что касается вопроса о санкциях. Напомним, что после первого тура выборов заявление госдепа США о том, что Вашингтон "предпримет шаги к снятию санкций", было воспринято многими как жест доброй воли. Однако "НГ" предупредила: не зря официальный представитель госдепартамента произнес слова "шаги к снятию санкций", а не "снятие санкций". Этим первым шагом, как мы и предсказывали, стало требование передать Милошевича гаагскому трибуналу. Уже известна реакция нового президента Воислава Коштуницы. Он считает такое заявление проявлением давления на Белград и сказал, что о выдаче Милошевича и речи быть не может.
Д.Г.