ПРОГРАММА визита российского президента в Индию оказалась даже перевыполненной, и "высокие договаривающиеся стороны" не могли скрыть своего удовлетворения по этому поводу.
Однако мощная сфера сотрудничества - военно-техническая: буквально за пару часов до отлета президента Путина из Дели в Бомбей через Агру сторонам удалось наконец прийти к общей точке зрения по деталям российских военных поставок в Индию и подписать документы, в соответствии с которыми Индии передается "после модернизации" через пару лет тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", будет начата поставка новых танков Т-90С, будет организовано лицензионное производство истребителей Су-30МКИ, будет продолжена работа по модернизации истребителей МиГ-21 (см. вчерашний выпуск "НГ").
Не мешает познакомить российского читателя не только с российской точкой зрения на некоторые аспекты военно-технического сотрудничества, но и индийской, прежде всего здешних военных.
Объем поставок вооружений в Индию составляет ежегодно, по неофициальным данным, порядка 2 млрд. долларов.
Но вот что пишет популярная индийская газета "Эйшн Эйдж": в отличие от политиков военные имеют свою точку зрения на зарубежные поставки. Однако они помалкивают: нося погоны, не принято обсуждать действия начальства. Только от отставников можно услышать любопытные вещи. Например, до сих пор недовольны индийские военные моряки. Оказывается, "Адмирал Горшков" был списан еще в 1993 г. после большого пожара в машинном отделении. А три его собрата по классу давно уже проданы за рубеж на металлолом. Поэтому, говорят они, "модернизация" авианосца и обходится Индии в такую сумму, как 2 млрд. долларов, которые получает Россия. Ведь помимо всего прочего его собираются оснастить 40 истребителями МиГ-29К, что влечет дополнительные расходы. И не последнее: авианосец водоизмещением 40 тыс. тонн просто не имеет в Индии соответствующей стоянки - глубины портов не позволяют. Значит, надо их углублять. А это опять затраты. Хотя в одном военные моряки сходятся: авианосец Индии нужен, особенно после того, как несколько лет назад был списан "Викрант".
О "Су-30", пишет газета, специалисты говорят как о "несуществующем" самолете, поскольку соглашение о намерениях было подписано, когда он в реальности еще не существовал. Теперь Индии предстоит купить лишь фюзеляж с двигателями, поскольку вся начинка будет израильско-французско-индийской, а учитывая, что "Су" делают семь разных российских заводов, то понятны опасения насчет сроков поставок самолетов и запчастей. Кроме того, выяснилось, что его двигатели склонны к самовозгоранию, хотя российские специалисты утверждают: виной всему качество индийского топлива.
Что касается танков Т-90С, то никто не имеет ничего против них, тем более что они успешно прошли недавние испытания в пустыне Раджастана. Однако, отмечают здесь, эта машина еще не встала на массовое производство. Так что и здесь вопросы.
Ворчание здесь вызывает и процесс по модернизации МиГ-21, о чем страны договорились еще пять лет назад. Тогда в Россию на показательную модернизацию отправили два МиГа, которые должны были вернуться буквально через 9 месяцев. Вернулись же они только пару недель назад, буквально накануне визита Путина. И здесь имеются вопросы, тем более что из 125 МиГов, предназначенных для модернизации, 25 уже просто разбились в процессе эксплуатации.
Так что, пишет газета, военно-техническое сотрудничество с Россией - это "удовольствие через боль". Подобным же образом высказываются и другие издания, различные лишь по форме и тональности. А газета "Стейтсмен" указала: подписанные соглашения еще не означают, что поставки состоятся. Это лишь демонстрация намерений... Так что область индийско-российского ВТЭС, видимо, еще долго будет вызывать повышенный интерес СМИ - здоровый и не совсем.
Тем временем взаимная торговля, которая ныне совершается главным образом на основе долговых индийских рупий, может и вовсе забрести в тупик после того, как долг будет выплачен. Россияне, например, очень привыкли к индийскому чаю, и им непонятно будет его исчезновение с прилавков. Но вопрос очень сложен, поскольку упирается в практическое отсутствие механизма торговли по новым правилам: как брать кредиты, кто будет давать гарантии, какие банки будут финансировать, имеют ли они международную лицензию, как будет проходить страхование (это все вопросы к российской стороне), какова, наконец, опытно-правовая база процесса? На эти вопросы четкого ответа пока нет.
Бомбей-Дели