НА ПРОХОДИВШЕЙ на днях в Страсбурге Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Франция в жестких формулировках была названа страной, не соблюдающей права человека. Французов, по праву считающих себя основоположниками концепции прав человека, которые они провозгласили еще в 1789 году, сильно раздосадовало такое обвинение - посыпались устные и письменные протесты. Не по душе пришлось и то, что Францию пригвоздили к позорному столбу в одной компании с Турцией, которая систематически упрекается в несоблюдении прав человека, особенно - в применении пыток. Столь бурная реакция объясняется еще и тем, что в этом полугодии Франция председательствует в Европейском союзе, и ей, естественно, хочется выглядеть в наилучшем свете.
Франция проходит в Совете Европы как злостный нарушитель решений Европейского суда по правам человека. Причем речь идет не о каком-то единичном эпизоде или случайном упущении администрации. Налицо, считают в ПАСЕ, многократное невыполнение таких решений, ставшее уже системой. Напомню, что Европейский суд по правам человека в Страсбурге является высшей юридической инстанцией в конструкции общеевропейских организаций, решения которого окончательны, обжалованию не подлежат и обязательны к исполнению.
Чашу терпения маститых блюстителей прав человека в этом суде переполнило демонстративное пренебрежение Франции одним решением, принятым на уровне Комитета министров Совета Европы и подтвержденным судом по делу алжирского гражданина Абдельхамида Хаккара. Высокие общеевропейские инстанции признали, что следствие, процесс над ним и приговор к пожизненному заключению за якобы совершенное убийство проводились с вопиющими нарушениями законности. В результате французским властям предписывалось все это уголовное дело пересмотреть заново. С тех пор прошло долгих пять лет, однако юстиция страны палец о палец не ударила во исполнение этого постановления. Это в Страсбурге было расценено как вызов.
Надо сказать, что такое обвинение может иметь весьма серьезные последствия для страны-нарушителя: ПАСЕ высказалась за то, чтобы наказать Францию сначала денежным штрафом, а затем пригрозила поставить вопрос об исключении из Совета Европы. Правда, эта угроза имеет лишь символическое значение, и она сделана, как было заявлено корреспонденту "НГ" в стенах Дворца Европы, "в воспитательных целях", поскольку для столь радикальной акции, как исключение из членов Совета Европы, требуется консенсус и до этого дело не дойдет.
Страсбург