Бастуют студенты, шахтеры, государственные служащие...
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ суд Югославии вчера вечером принял к рассмотрению жалобу оппозиции, в которой ставятся под сомнение официальные итоги выборов, согласно которым и был назначен на 8 октября второй тур голосования.
В России все еще ждут официального ответа на путинскую инициативу по югославскому урегулированию со стороны президента Слободана Милошевича и кандидата от оппозиции Воислава Коштуницы. "Мы готовы принять претендентов в удобное для них время. Время - это не проблема", - так прокомментировал вчера ситуацию министр иностранных дел Игорь Иванов.
Однако время есть, лишь пока Владимир Путин находится с визитом в Индии. Возвращается он сегодня ближе к ночи, так что реально принять в Кремле Милошевича и Коштуницу он сможет только в пятницу. То есть на все разговоры - если исходить из того, что второй тур выборов в Югославии (необходимость которого в Москве пока под сомнение не ставят) состоится в воскресенье, - у двух претендентов и российского посредника остается максимум три дня, включая день голосования.
Иной вариант - увеличение сроков переговоров. В Москве Милошевичу и Коштунице могут поставить жесткое требование - не выходить из-за стола переговоров, пока не будет достигнута принципиальная договоренность о путях решения кризиса. В этом случае необходимость в проведении второго тура фактически отпадет. Если такой вариант в Кремле действительно рассматривается, то слова Игоря Иванова о том, что "время - не проблема", приобретают вполне конкретное звучание. Этот сценарий - перенос даты второго тура, - возможно, нарушит определенные внутренние правовые нормы, однако с точки зрения сохранения стабильности в Югославии он может оказаться более эффективным. По крайней мере будет время на то, чтобы страсти улеглись.
Возникает резонный вопрос: а захотят ли Милошевич и Коштуница ехать в Москву? Сомнения, конечно, есть, и большие. Пока что ни один из них не решается сказать твердое "да" (есть только сообщения о приготовлениях или намеки на возможность приезда), но также ни один из соперников не решается ответить отказом. Переговоры в Москве - это единственная реальная альтернатива силовому разрешению кризиса в Югославии.
Все иные варианты вполне очевидны. Если проходит второй тур, который бойкотирует Коштуница, и побеждает Милошевич, то оппозиция не признает эти результаты и, вероятно, как и обещала накануне выборов, создаст альтернативные органы власти в стране. Альтернативные - значит незаконные. По крайней мере с точки зрения нынешней власти. Власть попытается их упразднить, для чего, естественно, применит силу. Если "параллельной власти" создано не будет и оппозиция продолжит водить людей по улицам городов, а власть выведет навстречу своих сторонников, то рано или поздно это приведет к столкновениям и опять-таки применению силы.
В обоих случаях весьма высока вероятность вмешательства НАТО. Формальным предлогом скорее всего будет не недовольство Запада официальными результатами выборов, а вспышка насилия в Черногории. Однако повторение бомбардировок Югославии сегодня не приведет к позитивным для Запада сдвигам: антизападные настроения царят в Сербии по-прежнему, и за рубежом это прекрасно знают. В справках госдепартамента США, кстати, отмечается как весьма негативный факт антинатовская и националистическая сербская риторика в заявлениях и предвыборной программе Коштуницы. К тому же повторение интервенции лишь даст Милошевичу лишний повод для введения ЧП и очередного сплочения нации вокруг себя.
Еще один вариант: оппозиция чисто физически попытается сорвать проведение второго тура. Но это крайне сложно хотя бы потому, что, по югославскому законодательству, на выборах нет нижнего порога - даже если на выборы придет один Милошевич и проголосует сам за себя, формально выборы будут считаться состоявшимися. В любом случае даже попытки помешать голосованию во втором туре неизбежно приведут к столкновениям и опять-таки вспышке насилия, возможно, гражданской войне. Равно как и попытка взять власть в свои руки у человека, который с властью расставаться не хочет.
Так что для мирного решения остаются три варианта. Первый - Милошевич признает поражение и уходит. Возможность этого микроскопично мала. Второй - оппозиция соглашается на второй тур. Вероятность этого варианта ничуть не выше. Третий вариант - переговоры. Хотя и их проведение под большим вопросом. Как бы то ни было, диалог Коштуницы и Милошевича провести в Белграде в нынешней ситуации просто нереально. В каком-либо зарубежном государстве - тоже. И только Россия имеет достаточно силы и веса на международной арене, чтобы по приезде Милошевича не арестовать его - как требуют американцы - и не передать в Гаагский трибунал. А уж о чем здесь будут говорить Воислав и Слободан - это отдельный вопрос.
В любом случае Россия, похоже, будет вести линию урегулирования именно в этом ключе. Для нее это тоже самый выгодный вариант. И не стоит гадать, кто Москве удобнее - Коштуница или Милошевич? Выгоднее, если они договорятся. У Коштуницы и Милошевича нет сейчас иных способов мирно разрешить кризис. Если кто-то из них или они оба не приедут в Россию, то мирные шествия по улицам сербских городов очень скоро превратятся в массовые столкновения.
* * *
ИТОГИ всеобщей трехдневной забастовки по всей Сербии, объявленной в понедельник лидерами Демократической оппозиции Сербии (ДОС), будут оглашены сегодня в Белграде. По приглашению лидеров объединенной оппозиции здесь соберутся, как предполагается, более 150 тысяч человек, принимающих участие в акциях гражданского неповиновения по всей стране.
Уже во вторник многие дороги, ведущие в столицу, были заблокированы людскими толпами, устремившимися в Белград. Хотя в самом городе, несмотря на видимое скопление людей на улицах, по признанию самой оппозиции, собиралось в эти дни не более 10-15 тыс. человек. В провинции, где гораздо большее число людей находится за чертой бедности или недовольно уровнем заработной платы, успех всеобщей забастовки очевиднее. Так, в Нише, втором по величине городе Сербии, где находится стратегически важный рудник "Джуке Динич", против нежелания Слободана Милошевича признать победу оппозиции на выборах выступили около 30 тыс. человек. В Чачаке бастовали 40 тыс. человек. Примечательно, что наивысшую активность проявляют те, кто еще не имеет права голоса - учащиеся старших классов школ.
Что касается реакции силовых структур на массовое движение людей на улицах и выступления "штрайклидеров", публично призывающих к взятию власти, то слухи об арестах и столкновениях в Белграде или других городах немало преувеличены. Дело в том, что огромные массы автомобилей и пешеходов, движущихся по основным автомагистралям в сторону столицы, нередко приводят к колоссальным заторам на дорогах, что вызывает беспокойство полиции. К тому же, как отмечали очевидцы, пытавшиеся пробраться из южных районов Сербии в Белград, демонстранты в провинции нередко настроены более агрессивно, чем люди в столице. По свидетельству сотрудника одной из международных организаций, оказавшегося на Ибрской магистрали, по которой толпы людей направлялись в Белград, демонстранты не пропускали машины и даже закидали камнями автомобиль с дипномерами. Ситуация в провинции осложняется еще и тем, что из-за остановки крупнейшего горнодобывающего предприятия "Колубара" в Лазареваце многие города и села остались без электричества. Население запасается свечами, магазины закрыты, не работают школы и медицинские учреждения, стоят заводы.
Как стало известно корреспонденту "НГ", многие международные организации эвакуируют своих сотрудников из расположенных в провинциях представительств, что свидетельствует о чрезвычайно накаленной обстановке на периферии. Поведение полиции весьма осторожно. По имеющимся сведениям, в рядах силовых структур наблюдается раскол по вопросу об отношении к нынешней власти. Явную поддержку Слободану Милошевичу продолжают оказывать лишь высшие чины в армейских и полицейских структурах.
Во вторник несколько человек были ранены при попытке полиции прорвать блокаду на Ибрской магистрали, основной транспортной артерии, соединяющей юг страны с центральными районами. Около двухсот тракторов перегородили дорогу в районе Вранича. Дорожная полиция появилась через 15 минут и задержала четырех человек. В общем, речь идет лишь об отдельных инцидентах: драках и других проявлениях мелкого хулиганства.
Оппозиция продолжает информировать о нарушениях, допущенных Центральной избирательной комиссией во время выборов. Так, по утверждению директора независимой экономической группы "G17+" Младжана Динкича, при обработке избирательных бюллетеней голоса 50 437 военнослужащих, полицейских и заключенных "все до единого были сфальсифицированы".
Не отстает и официальное руководство страны. Во вторник в своем выступлении по всем каналам государственного ТВ в Белграде (во многих городах Сербии местные телестудии отказываются передавать в эфир программы официального ТВ) Слободан Милошевич в течение 15 минут призывал граждан не верить обещаниям своего конкурента Воислава Коштуницы. В тот же день состоялось заседание правительства Сербии, на котором его председатель Мирко Марьянович заявил, что "иностранные разведслужбы пытаются посеять хаос в стране". Поэтому, постановило руководство республики, несмотря на то что "каждый может высказывать свои политические взгляды", необходимо "принять законные меры" в отношении "организаторов этой криминальной деятельности". При этом "криминальной деятельностью", по утверждению Марьяновича, занимаются и СМИ, которые "финансируются из-за рубежа и подстрекают к кровопролитию".
Однако, выступая на очередном митинге, лидеры оппозиции заявили: "Мы клянемся, что борьба за власть будет ненасильственной". Впрочем, огромная людская махина уже приведена в действие, и остановить ее - силой или убеждением - будет слишком сложно.
Белград