ВЧЕРА два финалиста предвыборной гонки в США встретились лицом к лицу на глазах десятков миллионов американских телезрителей. После трех туров теледебатов станет яснее, во-первых, кто ближе к победе - Гор или Буш, а во-вторых, насколько возросла или уменьшилась власть телевидения в американской политике.
Исполнилось 40 лет с момента проведения в США первых в истории этой страны предвыборных телевизионных дебатов между основными претендентами на пост президента. Они состоялись 26 сентября 1960 года между кандидатом от республиканской партии Ричардом Никсоном и демократом Джоном Кеннеди. Особенность тех дебатов определилась периодом разгара холодной войны, и оба претендента упирали на то, что они должны делать все возможное, чтобы нация оставалась единой, не подтачивалась изнутри противостоянием двух политических партий, тем более что "генеральная задача" - борьба с коммунизмом - являлась общей и речь могла идти лишь о различных методах и путях ее решения. На выборах 1960 года победу одержал демократ Кеннеди, и не только потому, что смотрелся на экране телевизора лучше, чем его соперник Никсон, но благодаря способности убедить американцев в реальной опасности "проиграть коммунизму" в случае сохранения у власти "почивших на лаврах" и убежденных в абсолютном превосходстве США над СССР республиканцев. Хотя ведущие обозреватели признавали, что Никсон по своему опыту, знаниям и способностям более соответствовал требованиям президентства, избиратели предпочли перемены, тем более что демократов представлял вызывавший всеобщую симпатию более молодой Кеннеди.
По мнению здешних обозревателей, ситуация накануне предстоящих выборов во многом напоминает обстановку в Америке шестидесятых.
Если еще неделю назад, когда уровень поддержки Гора потенциальными избирателями чуть ли не на 17 пунктов превышал уровень поддержки Буша, демократы рассматривали предстоящие дебаты как своего рода заключительный аккорд в победоносном шествии своего претендента к Белому дому, то за последнее время ситуация резко изменилась. Бушу удалось не только догнать Гора, но и обойти его на несколько пунктов по данным опроса, проведенного Си-эн-эн совместно с журналом "USA TODAY": 47% поддерживают Буша, 44% - Гора. Одна из причин подобного сдвига, как здесь полагают, - выступление Гора, еще несколько месяцев назад ратовавшего за сохранение в неприкосновенности стратегических запасов нефти на случай чрезвычайной ситуации, в поддержку решения президента Клинтона расконсервировать 30 млн. баррелей нефти. И само решение президента, и изменение позиции Гора считают чисто политическим шагом в преддверии выборов, поскольку 30 млн. баррелей хватает на обеспечение нужд страны не более чем в течение 36 часов. В результате избирателей уже не в первый раз вынудили усомниться в принципиальности демократического кандидата, "политиканство" которого давно стало темой многочисленных дискуссий.
К участию в дебатах не допущен ни один из представителей "третьей силы", что исключает всякую неожиданность в духе предвыборной кампании 1992 года, когда выступивший в дебатах Росс Перро неожиданно для всех получил поддержку 19% избирателей, то есть каждого пятого проголосовавшего американца. Губернатор штата Миннесота популярный среди "независимых" избирателей Джесси Вентура, в прошлом известный в стране спортивный борец-профессионал, считает, что недопущение к дебатам таких кандидатов на пост президента от "третьей силы", как Пэт Бьюкенен (партия реформ) и Ральф Нэйдер (партия "зеленых"), свидетельствует о нежелании партий "статус-кво" (так Вентура определяет республиканскую и демократическую партии) подвергаться риску проникновения в "святая святых" американской политики "чужаков", один из которых, Росс Перо, восемь лет назад не на шутку напугал политический истеблишмент. Не случайно в 1996-м было сделано все, чтобы не допустить Перо к участию в предвыборной дискуссии. Бьюкенен и Нэйдер не сумели преодолеть определенный избирательной комиссией барьер в 15% поддержки избирателями. Однако, как подчеркивает Вентура, если бы подобный явно завышенный барьер существовал при выборах губернаторов, он сам, имея накануне дебатов лишь 10% сторонников, никогда бы не смог участвовать в дискуссии, которая в конечном итоге привела его на губернаторский пост.
Сан-Франциско