ТРЕХСТОРОННИЕ переговоры в Москве с участием президента России Владимира Путина, президента Югославии Слободана Милошевича и кандидата на президентское кресло СРЮ от Демократической оппозиции Сербии (ДОС) Воислава Коштуницы вполне могут состояться. Вчера во второй половине дня стало ясно, что инициатива Путина по урегулированию политического кризиса в Югославии может быть реализована уже в ближайшие дни.
Как подтвердили в российском посольстве в Белграде ИТАР-ТАСС, Демократическая партия Сербии (ДПС), лидером которой является Коштуница, запросила сегодня для него в посольстве России в Белграде "официальное приглашение" прибыть в Москву по инициативе президента РФ Владимира Путина. В письме ДПС выражена также просьба разъяснить детали инициативы Владимира Путина о встрече с Воиславом Коштуницей и президентом СРЮ Слободаном Милошевичем. Кандидат от оппозиции готов вылететь в Россию уже завтра, сообщил Зоран Джинджич, один из руководителей ДОС.
Реакция официальных властей Югославии на путинское предложение была более сдержанной, но тем не менее давала возможность говорить, что и Слободан Милошевич может прибыть в Москву. По крайней мере вчера посол СРЮ в Москве и брат югославского президента Борислав Милошевич заявил, что приезд обоих кандидатов на пост президента СРЮ в Россию "вполне возможен".
Как бы то ни было, путинская инициатива нашла отклик в рядах оппозиции, которую традиционно относят к прозападным силам в Югославии. И это очень важно - Москва, похоже, находит ключ к урегулированию ситуации. Конечно, все будет зависеть от дальнейшего развития событий. Пока что тактику Кремля можно расценить как достаточно грамотную. Накануне, напомним, в своем приглашении Милошевичу и Коштунице Путин указал, что приглашает их как "обоих кандидатов, вышедших во второй тур выборов". Тем самым он дал понять: в Москве не ставят под сомнение данные Центризбиркома СРЮ, согласно которым Коштуница победил лишь в первом туре, но не набрал более половины голосов, необходимых для провозглашения его новым президентом Югославии. Тем не менее Коштуница согласился ехать в Москву.
Однако более активная позиция кандидата ДОС вовсе не означает, что он получает заранее симпатии российского руководства. Вместе с тем нельзя не признать, что Кремль, вероятно, отметит про себя медлительность официальной власти в Белграде с окончательным ответом на предложение приехать в Москву. Хотя для Путина, который взял на себя - пожалуй впервые за свою президентскую карьеру - роль посредника в тяжелейшем кризисе в одном из самых проблемных регионов мира, неважно, кто раньше кого приехал. Такие нюансы особо выделяли при Борисе Ельцине, любителе символики в большой политике. Путин и его внешнеполитическая команда сейчас постараются работать на результат, а для этого важно, с одной стороны, никого не отпугнуть от себя, но одновременно и не дать повода заговорить о каких-либо симпатиях.
Москва будет действовать на основе, конечно же, как обычно, собственных интересов и в данном случае на основе югославских законов. Именно с этой точки зрения, как можно предположить, будет выстраиваться линия России на, в частности, трехсторонних переговорах, если таковые состоятся, и в общем на югославском направлении.
Ясно, что весомый вклад в получении реакции на инициативы президента РФ внесла и миссия, предпринятая спецпредставителем министра иностранных дел РФ по Балканам Владимиром Чижовым, который уже вчера вернулся в Москву. А накануне он провел встречи и с представителями югославского правительства, и с Воиславом Коштуницей. Их усилия были дополнены активностью председателя думского комитета по международным делам Дмитрия Рогозина. Вчера он встречался с послом СРЮ в Москве Бориславом Милошевичем.
Как бы то ни было, в самое ближайшее время Слободану Милошевичу тоже, вероятно, предстоит вылететь в Москву. И, похоже, западным странам придется смириться с тем, что формально объявленный в розыск Гаагским трибуналом президент Югославии принимается в Кремле на высшем уровне. Переговоры - если они все же состоятся - будут очень сложными ввиду полярности позиций сторон. Однако в любом случае это гораздо более разумный вариант решения проблемы, нежели те, что оставались бы в случае отсутствия путинского предложения. Югославия все еще стоит на грани гражданской войны. Вчера вечером из Белграда начали поступать сообщения о первых арестах среди участников оппозиционных выступлений. А это - верный предвестник вспышки насилия, столкновений демонстрантов с полицией. Так что и у Милошевича, и у Коштуницы остается минимум времени для того, чтобы, встретившись за столом переговоров в Москве, найти мирное решение судьбы Югославии.
Ксения Фокина
МАССОВАЯ забастовка в югославской столице начинает приобретать все более масштабный характер. Вчера к протесту работников общественного транспорта присоединились таксисты-частники. Два из трех мостов через реку Саву, соединяющих Старый и Новый Белград, были заблокированы. Попасть в центр города из новых районов столицы было практически невозможно.
В понедельник вечером на Площади Республики в центре Белграда, где регулярно проходят митинги оппозиции, выступали студенческие лидеры и лидеры молодежного движения "Отпор", которых власти считают "фашистами и террористами". Ораторы выкрикивали в толпу обвинения в адрес нынешнего президента Слободана Милошевича, называя его не иначе как "преступник", и призывали "отправить его в Гаагу" (имеется в виду Международный трибунал по бывшей Югославии, базирующийся в Гааге). Хотя предоставление Милошевичу иммунитета в случае его ухода было одной из предвыборных позиций оппозиционного кандидата Воислава Коштуницы. Да и лидеры оппозиционных партий первоначально гарантировали безопасность нынешнему президенту в том случае, если он станет бывшим. Однако слова "Гаагский трибунал" просто взорвали собравшуюся на площади толпу.
Еще днем в понедельник по столичным улицам прошла многотысячная колонна демонстрантов, требующих признания Коштуницы президентом. Они перекрывали улицы, не пропуская транспорт на некоторых центральных магистралях Белграда. Практически каждый день по всему городу на рекламных щитах появляются новые оппозиционные плакаты со словами "Мы победили", "Народ избрал" и цифрами 52,54%. Именно с таким результатом Воислав Коштуница, по утверждениям его сторонников, одержал победу в первом туре, который оппозиция считает окончательным.
Вчера по всей Сербии, как сообщили белградские оппозиционные газеты, бастовали 85% предприятий. К участию в забастовке и другим акциям протеста призывали заводские гудки белградских предприятий. На некоторое время в столице было отключено электричество. Работники телевидения во многих городах отказывались передавать в эфир официальные информационные программы. Например, в Нови-Саде, столице автономной области Воеводина, телевидение, которое до последних дней оставалось в руках правящей Социалистической партии Сербии, уже перешло на сторону оппозиции.
Однако и власть не уступает оппозиции, по крайней мере, в том, что касается медийной войны. Выступая вчера по всем подконтрольным государству каналам телевидения, президент СРЮ Слободан Милошевич в течение длительного времени рассказывал о победах социалистов и тех кознях, которые, с его точки зрения, строят Коштуница и оппозиция Югославии. Пожалуй, впервые президент страны - а именно таковым продолжает считать себя Милошевич, несмотря на то что результаты первого тура признали окончательными даже радикалы, входившие еще чуть больше недели назад в правящую коалицию, - детально анализировал программу своего соперника.
Белград