CАМАЯ важная новость относительно ситуации в Югославии была вчера озвучена в Москве - президент России Владимир Путин заявил, что "готов принять в ближайшие дни в Москве обоих кандидатов, вышедших во второй тур выборов" президента Югославии. Это заявление президента, распространенное вчера через российские СМИ, фактически свидетельствует, что Кремль согласен с выводами Центризбиркома Югославии, объявившего, что хотя оппозиционный кандидат Воислав Коштуница и победил в первом туре, второй тур президентских выборов должен состояться, поскольку ни один из кандидатов не набрал половины голосов (у Воислава Коштуницы - 48%, у Слободана Милошевича - 40%). Эта позиция, безусловно, идет вразрез со всем тем, что сейчас говорится в западных столицах. И юридически Москва права: судить о результатах выборов в зарубежном государстве можно только на основе официальных данных, которые в данном случае представляет Центризбирком Югославии.
Но дело даже не в юридических оценках. За всем этим стоит политический подтекст - Москва не намерена поддаваться влиянию европейских и североамериканских столиц, где еще до начала выборов откровенно заявляли: признанным может быть любой президент Югославии, кроме Милошевича.
Накануне в российской прессе появились сообщения, что в Москву якобы доставлены подтверждающие победу оппозиции документы. Ранее о том, что российским наблюдателям переданы копии протоколов с избирательных участков, заявлял один из оппозиционных лидеров, председатель Демократической партии Зоран Джинджич. На деле же, как стало известно, речь идет лишь о копии жалобы, переданной в Центризбирком оппозицией.
В любом случае понятно, что Россия не собирается пока оказывать давление на Милошевича и вынуждать его признать поражение. Не собирается - до получения документальных доказательств того, что Милошевич проиграл. В условиях, когда власть и оппозиция в Югославии выступают с взаимными обвинениями, Кремль будет ждать второго тура и лишь после этого делать официальные выводы. А результат второго тура - при том, что оппозиция решила в нем не участвовать - вполне прогнозируем. Так что добиться своего ДОС сможет лишь через акции протеста, если таковые возымеют эффект. Внутренний взрыв или вмешательство извне в такой ситуации весьма вероятны.
* * *
НаЧинаЯ с пятницы в течение выходных оппозиция выводила на улицу тысячи людей. По всей стране, особенно в городах, симпатизирующих противникам Милошевича, не работали магазины, остановили работу предприятия, учебные заведения. В воскресенье в Лазареваце остановился крупнейший горнодобывающий комбинат, снабжающий углем большинство сербских электростанций.
В воскресенье появились слухи о том, что федеральные власти могут использовать беженцев и перемещенных лиц из Косово, Боснии и Хорватии, проживающих сейчас на территории Сербии и не имеющих ни работы, ни денег, ни права голоса, в качестве штрейкбрехеров на остановивших работу предприятиях. В Пожареваце, родном городе Милошевича, на улице вышли 15 тысяч человек. В Кралево протесты носили вполне мирный характер. В субботу там состоялся митинг оппозиции. К 8 часам вечера на площади в центре города собрались около 2 тысяч человек, которые разошлись уже через полтора часа. Никаких нарушений общественного порядка, столкновений с полицией зафиксировано не было. Местное телевидение сообщило о начале всеобщей забастовки. Магазины вывесили таблички "штрайк" (забастовка) то ли из-за солидарности с протестующими против произвола федеральных властей, отказывающихся признать победу оппозиции, то ли из-за боязни возможного ущерба в случае массовой демонстрации.
Во многих сербских городах, где телевидение находилось под контролем властей, сотрудники телестанций потребовали немедленного пересмотра информационной политики. В Белграде наиболее активное участие в забастовке приняли учащиеся средних школ. В пятницу многие из них вместо занятий вместе с преподавателями отправились на митинг. Причем, по рассказам очевидцев, в некоторых школах подростков запирали в классах, но они выбирались через окна. В Шабаце забастовал железнодорожный узел. Вчера с 7 до 9 утра не работали транспортные предприятия Белграда. В час пик те, кто решился отправиться на работу, не могли до нее добраться.
Не прекращается цепь взаимных обвинений между оппозиционными и государственными СМИ. В воскресенье в официальной прессе появились обличительные статьи в адрес Коштуницы, которого власти обвиняли в подготовке полного развала страны. Ответным ударом со стороны оппозиции стало обвинение Милошевича "в преднамеренной денежной эмиссии". Здесь действительно резко вырос курс наиболее ходовой в Югославии валюты - немецкой марки. Если до выборов он не превышал 30 динар, то уже вчера составлял около 40 за марку, а в некоторых городах и выше. У менял появилось огромное количество свеженапечатанных денежных знаков, что, по мнению Младжана Динкича, директора группы независимых экономистов "G17+", работающей с объединенной оппозицией, свидетельствует о преднамеренной акции с целью скупки иностранной валюты. Об этом сообщила в понедельник оппозиционная газета "Глас".
Громкие заявления прозвучали и в двух городах Сербии. Мэры городов Ниш и Чачак продемонстрировали местным журналистам избирательные бюллетени, которые, по их словам, были случайно обнаружены на свалках в нескольких коробках. Как утверждают оппозиционные СМИ, голоса в предназначенных для уничтожения бюллетенях были отданы Коштунице.
России в разрешении политической ситуации в Югославии по-прежнему отводится существенная роль. В воскресенье в Белград прибыли представители МИД РФ - спецпредставитель Министерства иностранных дел по Балканам Владимир Чижов и директор Третьего европейского департамента МИДа Александр Толкач. Накануне в местных СМИ активно обсуждался возможный приезд министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Как известно, в субботу президент Владимир Путин заявил, что готов отправить Игоря Иванова в Югославию, но для этого необходимо, чтобы соответствующая просьба поступила из Белграда - от властей и оппозиции.
Кралево-Белград