В центре Белграда вечером в минувшую среду состоялся митинг Демократической оппозиции Сербии, призвавшей накануне своих сторонников выйти на улицы и "отпраздновать победу" Воислава Коштуницы. По данным оппозиции, которые признала и входящая в правящую коалицию Сербская радикальная партия Воислава Шешеля, кандидат объединенной оппозиции одержал "уверенную победу" в первом туре президентских выборов, набрав 52,34% голосов, а второму, как утверждает ДОС, не быть. Накануне Союзная избирательная комиссия признала тоже победу оппозиции, но лишь с 48%, объявив о втором туре как о неотвратимости.
Первоначально оппозиция собиралась устроить митинг на площади перед зданием Союзного парламента. Однако в середине дня появились слухи о том, что полиция разобрала трибуну, специально сооруженную на площади. Действо было перенесено на площадь Свободы. Все, что происходило после девяти часов вечера, можно назвать хорошо, прямо-таки по-голливудски поставленным спектаклем. Все пространство площади, посреди которой был установлен помост с огромными динамиками и сценой, как и прилегающих к ней улиц, было заполнено людьми, большинство - с синими бумажными лентами (в руках, вокруг головы, на спине) с большими белыми буквами "ЛОПНУЛ". Народ от мала до велика стекался к площади под радостные крики и свист.
Около девяти часов музыканты на сцене ударили в барабаны. Собравшиеся на площади ответили ревом. Многие уже восседали к этому моменту на подогнанных грузовиках, часть вскарабкалась на конную статую. По наблюдениям корреспондента "НГ", несколько тысяч собравшихся на площади Свободы размахивали флагами с символикой ДОС, "Отпора", Демохристианской партии, свистели и подпевали словам песни в исполнении подоспевших музыкантов: "Сербия, проснись, пришла твоя заря". Все ждали Воислава Коштуницу. Первыми появились лидер Демократической партии Зоран Джинджич и новоизбранный мэр Белграда Милан Протич.
С приближением момента, когда должен был появиться Коштуница, охрана, стоявшая вокруг эпицентра событий тройным кольцом, начала нервничать и оттирать прессу. Сам виновник торжества, заполучивший власть, не удостоил немногочисленных (двух) российских журналистов ни единым словом. После того как, выйдя на сцену, все собравшиеся лидеры оппозиции провозгласили Коштуницу президентом, прогремело несколько салютных залпов, и толпа начала спокойно расходиться. На улицах города не было замечено ни одного полицейского патруля, никаких потасовок не произошло.
Второй тур теоретически должен состояться не раньше восьмого октября. И если ДОС согласится принять в нем участие, что маловероятно, кандидат Сербского движения обновления Вука Драшковича - Воислав Михайлович скорее всего отдаст Коштунице свои 2,59% голосов. Вкупе с голосами кандидата от радикалов Томислава Николича, получившего 5,1%, это практически гарантирует Коштунице победу. Николич уже заявил, что не будет призывать своих сторонников голосовать за Милошевича во втором туре, если он все-таки состоится. Вопрос в том, каким образом Коштуница собирается принять полномочия президента, если Милошевич от них не откажется.
Белград
* * *
СИТУАЦИЯ на Балканах после военной операции НАТО, столь резко размежевавшей американское общество на сторонников и противников вмешательства во внутренние дела Югославии, неизменно оставалась с тех пор в центре внимания общественности, СМИ и официальных кругов США. "Что нам делать с Милошевичем?!" - этот вопрос то и дело возникал во всякого рода дискуссиях, в ходе которых предлагалось буквально все - вплоть до физического устранения югославского президента, что оправдывалось неизбежным вынесением ему приговора Международным трибуналом как военному преступнику. Любые шаги международного сообщества, напрямую или косвенно оказавшие поддержку руководству Югославии, воспринимались в США как вызов консолидированному приговору "виновнику геноцида" в Боснии, Хорватии и, наконец, в Косово. Неудивительно поэтому, что в дни выборов в Югославии ситуация на Балканах стала в США темой номер один, а видеоматериалы и репортажи о происходящем в Сербии и Черногории непременным разделом буквально всех программ новостей.
К моменту окончания голосования в Югославии американцы уже воспринимали происходившее на Балканах, которые накануне операции в Косово были темным пятном для основной массы населения США, как нечто затрагивающее их собственные, кровные интересы. Исход выборов как таковой мало беспокоил американцев, поскольку общественное мнение этой страны уже было готово к неминуемому поражению Милошевича. Поэтому заявление югославской оппозиции о фальсификации результатов выборов правительственной комиссией ни у кого здесь не вызвало сомнения. В свою очередь, официальные круги США в дни, последовавшие за выборами, успели предпринять целый ряд важных шагов. Конгресс США (палата представителей и сенат) уже проголосовал за предоставление оппозиционным силам Сербии и Черногории 150 млн. долларов для борьбы за демократические преобразования.
Президент США Билл Клинтон, выступая в юридическом центре Джорджтаунского университета в Вашингтоне, отметил, что объявленные результаты выборов в Югославии свидетельствуют о поражении Милошевича в борьбе с оппозицией и об утрате им "последних остатков легитимности". Президент США заявил о готовности США и их европейских союзников снять экономические санкции с Югославии в случае, если Милошевич добровольно покинет свой пост. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, выступая перед комиссией иностранных дел сената, заявила, что оппозиция в Югославии "завоевала широкую поддержку сербского народа┘ Под руководством Милошевича у Югославии нет пути, под демократическим руководством - нет пределов тому, что югославский народ может совершить".
27 сентября, выступая в Розовом саду Белого дома в Вашингтоне в связи с обнародованием данных о бюджете США на текущий финансовый год, президент Клинтон, отвечая на вопросы журналистов, поставил под сомнение правомочность решения избирательной комиссии Югославии о необходимости проведения второго тура президентских выборов. Клинтон заявил, что "официальная избирательная комиссия правительства не заслуживает никакого доверия, поскольку в нее не допущены представители оппозиционных сил". Признав, что в Югославии действительно состоялись "свободные выборы", Клинтон подчеркнул, что "кто-то пытается лишить югославский народ результатов голосования". Он явно дал понять, что и США, и европейское сообщество не могут и не должны оставаться в стороне от того, что происходит в эти дни в Югославии. Примечательно, что в этот же день в одной из передач новостей компании Си-эн-эн прошел видеоматериал о проведении в настоящее время в районе Адриатики военно-морских учений НАТО, которые, однако, как было подчеркнуто в комментарии, "не имеют никакого отношения к избирательной кампании в Югославии"...
Находящийся в настоящее время в Нью-Йорке бывший премьер-министр Югославии Милан Панич призвал Россию "как традиционного союзника Югославии" обратиться к Милошевичу с предложением о предоставлении ему политического убежища, "с тем чтобы спасти страну от угрозы гражданской войны". "Иначе конфликт почти неизбежен", - заявил Панич. Он выразил уверенность в том, что Милошевич, "насколько Панич его знает", не тот человек, который смирится со своим поражением. Во избежание конфликта необходимо, как считает Панич, чтобы президент России Владимир Путин направил в Белград самолет, который бы вывез из страны Милошевича и его окружение.
Вместе с тем в американских СМИ подчеркивается, что Россия, будучи союзником Югославии, предупредила страны Запада против вмешательства в ситуацию, возникшую в этой стране. В частности, приводится заявление министра иностранных дел России Игоря Иванова относительно того, что Москва твердо выступает за предоставление народам Югославии полной свободы для выражения их воли, против любого нажима как изнутри, так и извне, с тем чтобы не допустить дестабилизации ситуации.
Тем временем опасность дестабилизации ситуации на Балканах признается и в самих США. Бывший советник президента Клинтона, ведущий сотрудник Брукингского института Иво Даалдер считает, что вопрос в Югославии "далеко не решен". По его мнению, Милошевич в создавшейся ситуации может пойти на прямую конфронтацию с США с тем, чтобы "сплотить народ вокруг себя". Наиболее вероятным сценарием в таком случае будет агрессия Белграда в отношении Черногории, которая, как известно, объявила бойкот только что прошедшим выборам. В результате голосования одних лишь сторонников Милошевича именно в Черногории он одержал "абсолютную победу". Если это произойдет, предупреждает Даалдер, НАТО совершенно очевидно будет вынуждена, в свою очередь, "отреагировать соответствующим образом"┘
Сан-Франциско