Влияние религиозных организаций в разных странах сильно различается, как, впрочем, динамика изменения этого влияния. Но преобладающая тенденция в развитых странах в последние десятилетия - рост атеизма и снижение влияния Церкви. Наибольшее падение религиозности наблюдается среди приверженцев традиционных Протестантских Церквей, за исключением тех случаев, когда разочаровавшиеся в традиционном протестантизме не аккумулируются какой-либо новой Протестантской Церковью. Рост влияния Церкви и рост религиозности наблюдается только в тех случаях, когда она соединяется в массовом сознании с национализмом. Например, в Северной Ирландии после многолетней войны католиков с протестантами (а фактически ирландцев с англичанами) уровень доверия к Церкви вырос 71,4% в 1981 г. до 79,6% в 1991 г. Подобная же тенденция наблюдается и в Польше, Италии, Испании, где католичество ассоциируется с принадлежностью к соответствующей нации, и среди "черных мусульман", для которых истинный негр должен быть мусульманином, а не исповедывать "религию белых" (христианство).
Посещают церкви и другие молельные дома (синагоги, мечети и др.) раз в месяц и чаще на 1991 г.(%): США - 58,2; Австрия - 44; Болгария - 9; Чехия - 16; Дания 10,8; Финляндия - 10,5; Франция 16,8; Западная Германия 32,9; Восточная Германия - 20; Нидерланды - 30,3; Польша - 85.
Соединенные Штаты Америки. По данным на начало 90-х гг., христианство исповедуют 85,4% населения (в середине 70-х - 90,8%), иудейского вероисповедания придерживаются 2,0% (в 70-х - 3,3%), а мусульманского - 1,4% (в 70-х - 0,4%), не относят себя ни к одной Церкви - 11% (в середине 70-х - 5%). Если говорить об отдельных ответвлениях христианства, то протестанты составляют 56% населения США (баптисты - 19,4%, методисты - 12, мормоны - 2, пресвитериане - 2,8, пятидесятники - 4, приверженцы Епископальной Церкви - 1,7%), католики 25%.
В переписях населения вопрос о религиозной принадлежности не ставится, но Церкви регулярно публикуют данные о численности своих последователей. Правда, эти данные не вполне сопоставимы как с численностью населения, так и между собой: например, Католическая Церковь учитывает всех своих последователей (принявших крещение), а большинство Протестантских Церквей учитывают только прихожан старше 13 лет (20% населения США моложе 13 лет). В последние десятилетия численность приверженцев традиционных для США Протестантских Церквей (баптистов, методистов) медленно падает, а число мормонов растет (они преобладают в штате Юта - 69,2% населения).
Католики преобладают в Новой Англии и Среднеатлантических штатах, ничтожный процент католиков и полное преобладание протестантов в штатах Северная и Южная Каролина, Джорджтаун, Теннеси, Алабама. Две трети индейцев - протестанты, остальные - католики.
Что касается афроамериканцев (негров и мулатов), в начале 1980-х гг. две трети их составляли баптисты и одна четверть - методисты, остальные - другие протестанты и католики. Но в 80-х и особенно 90-х гг. среди афроамериканцев огромное распространение получил ислам. Принятие ислама означает для афроамериканца не просто переход из одной религии в другую, это в первую очередь протест против американского общества, строя и власти. Принятие ислама политический, а не религиозный акт для афроамериканцев, так как основной пропагандист ислама - Луи Фаррахан и его организация "Нация ислама" - выдвигает в первую очередь политические цели. Американские исламские общины довольно пестры к середине 90-х: около 25% - выходцы из Южной Азии, 12% - арабы и около половины - перешедшие в ислам афроамериканцы. Всего в США около 1500 мечетей, количество мусульманских школ (имеются в виду школы с полным учебным планом), по данным Исламского общества Северной Америки (ИОСА), возросло с 49 в 1989 г. до 120 в 1996 г. Ислам - религия, наиболее быстро набирающая последователей в стране, к 1996 г. в США было уже около 5,5 млн. мусульман (данные ИОСА). По данным на 1999 г., число американских мусульман уже превысило 6 млн. человек (в 1990 г. в США было 2 млн. мусульман), то есть ислам вышел на 2-е место после христианства и на 5-е место среди американских Церквей (после католиков, баптистов, методистов и евангелистов). Пока Фаррахану удалось обратить в ислам чуть более 10% афроамериканцев (на 1999 г. в США их 35 млн., по данным Бюро переписи, правда, большинство из них мулаты), но это, несомненно, только начало. В 1996 г. Фаррахан организовал марш черных мужчин на Нью-Йорк и на митинге было показано выступление Муаммара Каддафи, пообещавшего взорвать США изнутри. Выступление Каддафи вызвало аплодисменты. В своем последнем туре по миру Фаррахан посетил Каддафи, Саддама Хусейна и лидеров Ирана, несмотря на протесты влиятельной еврейской диаспоры ЮАР, Фаррахану удалось провести переговоры и с Нельсоном Манделой.
Идеология черных мусульман отличается антисемитизмом, отстаиванием негритянской самобытности (идеи отдельного проживания в разных государствах белых и черных), негативным отношением к Демократической партии. Пропаганду антисемитизма черные мусульмане ведут, опираясь на факты активного участия евреев в работорговле в XVII-XIX веках (этот факт подтверждают и еврейские исследователи: например, 75% евреев Юга имели черных рабов, в то время как только 36% белого населения имели в собственности рабов; на основе анализа происхождения 458 работорговцев в 15 городах приводятся следующие цифры: 37,9% розничных торговцев были иудеями, 36,0% - протестантами и 22,9% - католиками, если же взять только белых работорговцев, то уже 51,3% из них иудеи). Пропаганда среди "бедных негров", направленная против "богатых евреев", имеет успех и приводит многих негров к мысли о принятии ислама.
Кроме того, в США существуют две методистские церкви, созданные специально для негров: Африканская методистская епископальная церковь (3,5 млн. последователей, т. е. более 10% афроамериканцев) и Африканская методистская епископальная сионская церковь (1,3 млн. - 5%). На середину 90-х гг. среди афроамериканцев по-прежнему преобладают баптисты (50% афроамериканцев).
Несмотря на бурный рост последователей ислама, влияние христианских Церквей снижается незначительно и в целом сохраняется. Доверие к религиозным организациям упало, по данным социологических исследований, с 80% в 1972-1982 гг. до 70% в 1988-1991 гг., но потом выросло к 1994 г. до 76% и вплоть до 1996 г. оставалось стабильным на уровне 76%. По данным исследования международной социологической организации "EVS" в 1991 г., уровень доверия к церкви составил 67,6% (в 1981 г. - 77%) - 6-е место среди 23 стран, в которых проводился опрос.
Канада. 45,7% населения приходится на католиков (франкоканадцы, ирландцы, итальянцы, большая часть украинцев и др.). Православных (почти все греки и русские, две трети белорусов и одна треть украинцев) всего 1%. Англоканадцы в большинстве - прихожане Объединенной церкви Канады (11,5%), англиканской (8,1%), далее следуют пресвитериане, евангелисты, баптисты (по 3%). Другие религии включают иудеев (1%), мусульман (1%), буддистов (0,2%), индуистов (0,3%), сикхов (0,3%). Католики преобладают преимущественно в провинциях Квебек (88% жителей) и Нью-Брансуик (54%), а из крупных городов - в Монреале (78%), Квебеке (94%), Оттаве (57%). Православные наиболее заметны в провинциях Онтарио, Манитобе, Саскачеване, Альберте - по 2% жителей. Иудеи расселены преимущественно в крупных городах Торонто (4% от всего населения), Монреале (3%), Виннипеге (2%), Оттаве (1%).
В 1981-1991 гг. уменьшение доли протестантов (с 41,2 до 36,2%) произошло за счет значительного снижения доли приверженцев традиционных для Канады Объединенной (с 15,6 до 11,5%) и Англиканской (с 10,1 до 8,1%) Церквей, доля же приверженцев остальных (нетрадиционных) Протестантских Церквей даже немного выросла (с 15,5 до 16,6%). Обращение части протестантов в католичество в 1931-1981 гг. (доля протестантов за эти годы упала с 54,4 до 41,2%, а католиков выросла с 41,3 до 47,3%) связано с ростом франкоязычного национализма и как следствие с желанием франкоканадцев уйти из англо-шотландских церквей в истинно французскую (католическую).
Особенностью канадской религиозной жизни является Объединенная церковь, появившаяся в 1925 г. в результате слияния конгрегационалистов (ветвь кальвинизма), методистов и части пресвитериан (другая ветвь кальвинизма).
Доля атеистов в Канаде растет: в 1931 г. - 0,2%, 1981 г. - 7,3, в 1991 г. - 12,4%. Роль Церкви в жизни канадского общества очень невелика: в Канаде отсутствуют религиозные профсоюзы, партии и другие организации. Церкви никак не участвуют в "квебекской проблеме". Доверие к Церкви хотя и довольно велико, но имеет явную тенденцию к падению: с 70,2% в 1981 г. до 63,6% в 1991 г. Единственная область канадской социальной жизни, где роль Церкви велика, - школьное образование, но и здесь у Церкви наиболее сильные позиции в отсталых в экономическом отношении провинциях Ньюфаундленд и Нью-Брансуик.
Бельгия. Католики - 70%, реформаты и евангелисты - 0,7, англикане - 0,4, мусульмане - 2, иудеи - 0,4, православные - 0,5%, не относят себя ни к одной церкви - 25% (1991). Несмотря на явное преобладание Католической Церкви, она отделена от государства. Бельгийцы не особенно религиозны: религия играет важную роль в жизни лишь 29% бельгийцев (это даже на 4% ниже, чем в соседних атеистических Нидерландах), по данным общеевропейского опроса Eurobarometer в марте-апреле 1993 г., доверие к Церкви падает: с 65,1% в 1981 г. до 49,4% в 1991 г. Тем не менее Церковь продолжает играть значительную роль в бельгийской общественной жизни. Самый крупный профсоюз в Бельгии религиозный - Конфедерация христианских профсоюзов (объединяет 18 отраслевых профсоюзов), его членами является примерно половина из 2,6 млн. бельгийских рабочих и служащий, состоящих в профсоюзах.
Сильно влияют на бельгийскую политику и две религиозные партии - фламандская Христианская народная партия (190 тыс. членов) и франкофонская (валлонская) Социально-христианская партия (40 тыс.). До 1969 г. эти две партии входили в единую бельгийскую Социально-христианскую партию, которая до 1940 г. именовалась Католической партией. В бельгийском парламенте христиане имеют почти треть мест, на равных конкурируют с социалистами или либералами. Эти две партии конкурируют между собой и иногда, как например, на выборах в Европарламент в 1999 г., ослабление позиций одной партии (в 1999 г. - Христианская народная партия) сопровождается некоторым усилением другой (Социально-христианской), а в целом влияние католических партий практически остается прежним.
Австрия. По данным на 1991 г., католики составляют 78% населения, лютеране - 4,6, свидетели Иеговы - 0,5, реформаты - 0,2, старокатолики - 0,3, мусульмане - 2, православные - 0,7, атеисты - 13%. Итоги переписей населения явно свидетельствуют о падении влияния религии и увеличения доли атеистов: с 4,3% в 1971 г. до 8% в 1981 г. и 13% в 1991 г. Доля католиков упала в 1971-1991 гг. упала с 89 до 78%, доля протестантов лютеран упала с 5,7 до 4,6%. По данным переписи 1971 г., иудеи и мусульмане составляют по 0,2% населения каждые. К 1991 г. доля мусульман в населении значительно выросла (в 10 раз), доля иудеев осталась прежней. Существует налог в пользу церкви, который составляет 1% от зарплаты. Католические партии, как и католические профсоюзы, в Австрии отсутствуют. Но одна из трех наиболее популярных партий - Австрийская народная партия (АНП) - имеет прокатолическую направленность (ее довоенная предшественница - Христианско-социальная партия), контактирует с католическими организациями. В то же время при общем падении религиозности падает и влияние АНП: на последних выборах в декабре 1999 г. она оказалась третьей (в 1995 г. АНП заняла 2-е место), уступив не только Социалистической партии, но и Партии свободы.
Болгария. Во время переписи 1992 г. назвали себя православными - 68%, мусульманами - 10, иудеями - 0,08, католиками - 0,5, грекокатоликами - 0,2, армяно-григорианами - 0,3, протестантами - 0,2 и атеистами - 20%. Не отнесли себя к Церквям 0,5%. На самом деле доля атеистов намного выше, чем по данным переписи 1992 г.: многие отнесли себя к Болгарской Православной Церкви, находясь под впечатлением от известной ясновидящей Ванги, являвшей тогда символом болгарского православия. По данным международного опроса в 1991 г., доверие к Церкви составило 29,4% - ниже доверие только в атеистической Чехии. За последнее десятилетие все же, видимо, произошел некоторый рост доверия к Церкви, по данным НЦИОМ (крупнейшей болгарской социологической службы), отношение болгар к Православной Церкви менялась в последний год следующим образом.
Единственная религиозная политическая организация - болгарские христианские демократы - пользуются поддержкой 3% населения и, не преодолев на последних выборах 5% барьера, не получили ни одного в Народном собрании. Религиозные профсоюзы в Болгарии отсутствуют.
Чехия. По данным на начало 90-х гг., католики составляют 39,2% населения, протестанты - 4,6% (в том числе гуситы - 1,7%, евангелисты-реформаты - 2,1%, лютеране - 0,05%), православные - 0,7%, есть небольшое количество грекокатоликов, атеисты - 55%. Особенностью религиозной жизни Чехии является Чешская реформированная церковь (гуситская), влияние которой в последнее время растет (доля приверженцев гуситской церкви выросла за последние годы с 2 до 7% от всего населения Чехии). Чешская реформированная церковь образовалась в 1920 г. после разрыва с Римским Папой. В 1920 г. Рим был непреклонен в осуждении Яна Гуса и его учения, что и послужило сигналом для образования гуситской церкви сразу после получения Чехословакией независимости, но сейчас и многие чешские католики приходят к выводу о необходимости канонизации Гуса с целью сохранения и увеличения влияния Католической Церкви. Но пока Ян Гус не канонизирован влияние церкви на умы чехов остается незначительным: лишь 27,1% жителей Чехии, по данным общеевропейского опроса 1991 г., доверяют церкви - это самый низкий показатель среди всех стран Европы (и почти вдвое ниже, чем в соседней Словакии). Чехия на востоке Европы (наряду с Нидерландами на западе) - самое атеистическое европейское государство (по данным опроса крупнейшей мировой социологической службы "Gallup International", 55% населения Чехии не относит себя ни к одной Церкви, т. е. Чехия по доле атеистов занимает 2-е место в мире и 1-е место в Европе из 60 стран, где был проведен опрос). Единственная парламентская религиозная партия - "Христианско-демократическая уния - Чехословацкая народная партия" - имеет в парламенте всего 20 мест из 200, уступая даже не особенно влиятельной в Чехии Коммунистической партии. Христианские демократы сохраняют влияние в Чехии не благодаря своему христианству, а благодаря объединению в 1992 г. с Чехословацкой народной партией, существовавшей в 1918-1938 гг. и входившей в Национальный фронт в 1948-1989 гг. (Национальный фронт - вторая правящая партия в советской Чехословакии наряду с Коммунистической). В какой-то мере голосование за ХДУ-ЧНП - выражение ностальгии по советскому прошлому, а не только признак религиозности. Низкую степень религиозности чехов и моравов подтверждает и факт отсутствия в Чехии сколько-нибудь влиятельного христианского профсоюза.
Финляндия. Каждая новая перепись населения показывает снижение доли верующих (доля протестантов упала с 91,5% в 1975 г. до 86,6% в 1995 г.) и увеличение доли тех, кто не относят себя ни к какой религии (с 6,5 до 12,3%). По данным на 1995 г., кроме приверженцев Евангелической Церкви (85,6%), 0,7% - пятидесятники, 0,25% - свидетели Иеговы, 1,1% населения Финляндии составляли православные (35 тыс. карелов и 20,4 тыс. русских). Несмотря на то что явных атеистов в Финляндии только 12,3%, роль Церкви и религиозных организаций в жизни финского общества невелика. Евангелическая Церковь в Финляндии, несмотря на религиозную однородность общества, отделена от государства. В Финляндии нет ни одного крупного религиозного профсоюза, ни религиозной организации бизнесменов, ни одной крупной партии, идеология которой основана на религиозных ценностях. Единственная принимающая участие в выборах религиозная партия (а всего принимают участие в выборах в Финляндии 10-20 партий) - Христианский союз - хотя и существует с 1958 г. (а с 1970 г. участвует в политической деятельности), тем не менее насчитывает всего 18 тыс. членов и не имеет ни политического веса в парламенте (8 депутатов из 200), ни представителей в правительстве, ничтожное представительство в местных муниципалитетах (по итогам выборов в октябре 1996 г. - всего 353 мандата, то есть 3,2%). Слабые позиции Церкви в финском обществе подтверждают и итоги президентских выборов в феврале 2000 г., на которых победила представительница левых сил, известная своими антиклерикальными взглядами и борьбой за права сексуальных меньшинств.
Франция. В переписях населения вопрос о религиозной принадлежности не ставится. По данным церковного учета на середину 90-х гг., из 58 млн. населения: католики - 38 млн. чел. (67%), мусульмане - 4,3 млн. чел. (7%), иудеи - 530 тыс. (0,9%), реформаты - 392 тыс. (0,7%), лютеране - 263 тыс. (0,5%), православные - более 260 тыс. (0,4%). Таким образом, атеистами являются около 22% жителей Франции (еще, по данным социологического исследования в начале 80-х гг.,10% французов назвали себя атеистами, 23% назвали себя неверующими, совершающими религиозные обряды в силу традиции). С начала 80-х до середины 90-х гг. число мусульман во Франции выросло вдвое: с 2 до 4 млн.
Как и в большинстве европейских стран, доверие к Церкви во Франции падает: с 56,2% в 1981 г. до 49,6% в 1991 г. В 1993 г. Церковь играла важную роль в жизни 26% французов - самый низкий показатель в Европе. В 1958 г. 91,7% новорожденных французов крестили по католическому обряду, в 1992 г. - 60%. В 1948 г. во Франции было 43,6 тыс. священников, в 1987 г. - 26,7 тыс. (10% из них моложе 40 лет, одна треть - старше 65 лет).
Особенностью французской религиозной жизни является конфликт католиков-интегралистов (сторонники возрождения влияния католичества) с епископом Парижа, крещеным евреем Люстиже (сторонник сближения католичества с иудаизмом), имя которого интегралисты прочитывают как "Люцифер".
Германия. На 1997 г. Евангелическая Церковь Германии насчитывает 28,8 млн. евангелистов (35,7% населения), Римско-Католической Церкви принадлежат 28,1 млн. человек (34,7% населения). Дальше по числу верующих идут следующие христианские Церкви: Новоапостольская Церковь (430 тыс. человек, центр этой церкви находится в соседней Швейцарии), Греческая Православная Церковь (350 тыс. человек), свидетели Иеговы (151 тыс. человек), Сербская Православная Церковь (150 тыс. человек). Еврейская община насчитывает 47 тыс. иудеев. К исламу причисляют себя 1,7 млн. жителей Германии.
После объединения Германии (1990 г.) была сделана оценка, по которой евангелисты в объединенной стране составили 45% населения, а католики - 37% (в бывшей ГДР среди верующих традиционно 85% - евангелисты и 15% - католики). Таким образом, с 1987 по 1997 г. значительно снизилась доля протестантов (в первую очередь основной Протестантской Церкви - Евангелической) и почти не изменилась доля католиков при значительном росте доли атеистов. Доля атеистов даже в Западной Германии за последние четверть века выросла в 10 раз: с 2 до 15%.
Германия расколота не только в этнографическом отношении (на западных и восточных немцев, во многом недолюбливающих друг друга), но и в религиозном. В Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных землях преобладают евангелисты, в Северный Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии преобладают католики. В то же время монорелигиозной можно назвать только Нижнюю Баварию (юг Баварии), где по переписи 1970 г. католики составляли 90,9% населения.
По данным международного исследования, доверие к Церкви среди населения Западной Германии упало с 47,4% в 1981 г. до 39,7% в 1991 г., в Восточной Германии доверие к Церкви составляло в 1991 г. 43%. При одинаковом доверии к Церкви восточных и западных немцев религия играет в жизни западных, несомненно, большую роль: по данным общеевропейского опроса в 1993 г., религия играет важную роль в жизни 32% западных немцев (даже у них этот показатель на 7% ниже среднеевропейского) и 14% восточных (да и доля атеистов в Восточной Германии вдвое выше, чем в Западной). В целом для немцев не характерна в настоящее время высокая религиозность. Этот факт подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.
Единственное, что напоминает о былом влиянии Церкви в Германии - это политическая коалиция Христианско-Демократический союз - Христианско- Социальный союз (ХДС/ХСС) (ХСС действует в Баварии, а ХДС - во всей остальной Германии). Хотя ХДС/ХСС в электоральном смысле опирается преимущественно на католические голоса (и на голоса пожилых людей), тем не менее в ее политической позиции нет ориентации на какую-либо конкретную Церковь, а взлет и падение ее популярности никак не связаны с увеличением или снижением религиозности. ХДС/ХСС проиграла парламентские выборы 1998 г., получив 2-е место, но уже на выборах в Европарламент в 1999 г. ХДС/ХСС оказалась лидером в 13 из 16 земель Германии.
Нидерланды. По данным 1997 г., 53% населения атеисты, 25% католики, 18% протестанты (в том числе 16% реформаты, пятидесятники - 0,5, свидетели Иеговы - 0,3, меннониты - 0,2%), 3% - мусульмане, индуисты - 0,5, иудеи - 0,2%. Нидерланды удивили всю Европу, когда по итогам переписи 1971 г. свыше 22% населения этой страны оказалось атеистами (40% населения были тогда католиками и 37% протестантами), но в 1994 г. был поставлен новый рекорд: теперь атеисты составляют более половины населения. Нидерланды - единственная атеистическая западноевропейская страна. Кроме того, что большинство населения Нидерландов неверующие, лишь 16% верующих посещают церкви регулярно (хотя бы раз в неделю). Доверие к Церкви в Нидерландах упало с 41,1% в 1981 г. до 31,9% в 1991 г. (самый низкий показатель в Западной Европе). Религия играет важную роль в жизни 33% голландцев по данным опроса 1993 г. (также уровень ниже среднего в Европе).
Польша. 94% населения католики, 2% - православные (800 тыс.), 1,5% - грекокатолики (500 тыс.), 91 тыс. - евангелисты, 161 тыс. - свидетели Иеговы и 5 тыс. иудеев (по данным на середину 1990-х гг.). В то же время ходят в костел только 70% населения Польши, что является основанием для некоторых исследователей для снижения процента приверженцев Католической Церкви до этой цифры. По данным общеевропейского опроса 1991 г., в Польше зафиксирован самых высокий уровень доверия к Церкви среди всех стран Европы и Северной Америки - 82,6% поляков доверяли Церкви. По данным опроса Лаборатории общественных опросов в марте 2000 г., 60% поляков указали, что положительно оценивают деятельность костела (но 60% не результат снижения доверия к Католической Церкви, просто в опросе 1991 г. респонденту предлагали определить свое отношение именно к Церкви, а в 2000 г. - выбрать из списка социальные институты, деятельность которых он одобряет).
Польша - единственная страна в Европе, где Церковь фактически не является отделенной от государства и школы. Польское законодательство обязывает государственное и частное (!) радио и телевидение включать в свои программы католические "библейские передачи". В польских школах существует такой предмет, как "Религия". Его преподают с первого по последний класс. И незадолго до окончания начальной школы (раньше это был 8-й класс, теперь в результате реформы - 6-й) сдается экзамен, который принимает ксендз. На экзамен выносится около 200 вопросов на знание религии, и каждый должен уметь отвечать на любой из них. Сдается экзамен совместно всеми учениками класса. По окончании этого экзамена ксендз освещает класс знаком креста. Экзамен подтверждает, что ребята за время обучения стали настоящими католиками, знающими свою веру. В современной Польше дети принимают первое причастие, будучи во втором классе школы (в некоторых школах в 3-м классе), обычно в конце весны - начале лета. После принятия первого причастия ребенок становится полноправным католиком и с этого времени обязан свято соблюдать все заповеди и каждое воскресенье посещать костел. В современной Польше регистрация в загсе считается лишь формальностью. Часто она совершается за несколько дней до венчания и не собирает большого количества гостей. А вот венчание - это уже не канцелярская формальность, а католический обряд, скрепляющий брачный союз. Католик обязан исповедываться не реже одного раза в год.
Влияние Католической Церкви в Польше огромно, основывается оно не только на религиозности поляков, но в первую очередь на польском национализме. Еще в XIX веке Достоевский писал, что в России принять православие значит обрусеть, а принять католичество - ополячиться. В XX веке после того как в 50-60-х годах большинство текстов стали произноситься по-польски, а с приходом Иоанна Павла II вся служба стала полностью проводиться на польском языке, католичество стало для поляков "национальной религией". Тот факт, что Папа Иоанн Павел II является поляком по национальности, еще более сблизил польский национализм и католичество.
Швейцария. Католики - 46,3%, протестанты (в основном реформаты, приверженцы Новоапостольской Церкви - 32 тыс., Евангелической - 13 тыс.) - 40%, другие христиане (в основном православные - 70 тыс., а также армяне) - 2,1%, мусульмане - 2,2%, иудеи - 0,3%, не причисляют себя ни к одной Церкви - 7,5%. Доля протестантов последние двадцать лет сокращается более быстро, чем католиков: с 1970 по 1990 гг. доля католиков в населении Швейцарии упала с 49,4 до 46,3%, а протестантов - с 47,8 до 40%. Выросла только доля мусульман (с 0,8 до 2,2%). Численность атеистов растет (1970 г. - 1%, 1980 г. - 3, 1990 г. - 7,5%), как и в других странах вырастает от переписи к переписи очень значительно, причем в большей мере за счет протестантов, чем католиков. Число мусульман выросло в 1970-1990 гг. ровно в три раза при стабильной доле иудеев.
Великобритания. На середину 90-х гг. (население 58 млн.): англикане - 27 млн., католики - 9 млн., мусульмане - 1,4 млн., баптисты - 784 тыс., православные - 440 тыс., пресвитериане - 800 тыс., методисты - 760 тыс., сикхи - 400 тыс., индуисты - 350 тыс., иудаисты - до 315 тыс. (в том числе до 215 тыс. живут в Лондоне и окрестностях). Доверие к Церкви в 1981-1991 гг. упало с 48,6 до 42,8%, религия играет важную роль в жизни 33% британцев (1993 г.).
Словения. По данным на середину 90-х гг., католики - 70,8%, лютеране - 1%, мусульмане - 1%, атеисты - 26%.
Словакия. По данным на середину 90-х гг., католики - 60,4%, словацкие грекокатолики - 7,5%, евангелисты - 6,2%, реформаты - 1,6% (в основном венгры), православные - 0,7%, атеисты - 23% (вдвое меньше, чем в соседней Чехии). Доверяют церкви в 1991 г. 49% населения (вдвое больше, чем в Чехии).
Испания. 31 млн. чел. (78%) являются прихожанами Католической Церкви, около 1% протестанты различных направлений. Доверие к Церкви выросло с 50,8% в 1981 г. до 52,7% в 1991 г. Религия играет важную роль в жизни 43% испанцев (это выше среднего в Европе). Испания в целом достаточно религиозная страна, в которой высок авторитет монарха и Церкви, с которой он ассоциируется. В Испании сохраняются достаточно авторитетные церковные учебные заведения.
Италия. 84% населения - прихожане Католической Церкви, 0,2% составляют реформаты, 0,7% - свидетели Иеговы (377 тыс.), 2% -- мусульмане, 0,1% -- иудеи. Доверие к Церкви, как и в Испании, выросло с 1981 по 1991 г. (с 60,7 до 63,1%). Религия играет важную роль в жизни 62% итальянцев (почти вдвое выше среднеевропейского показателя). Крещение по католическому обряду принимают до сих пор более 90% итальянцев, а вот венчаются в церкви 76% на севере и в центре Италии и 86,5% на юге. Южане намного более религиозны, чем северяне. В то же время единственная религиозная Христианско-демократическая партия в Италии прекратила свое существование в начале 90-х (часть ее активистов ушла в правоцентристскую коалицию, часть - в левоцентристскую). В Италии существуют католические профсоюзы и другие массовые католические организации.
Отношение жителей Болгарии к Православной Церкви (%) | |||||
Отношение к деятельности БПЦ |
Ноябрь 1999 г. |
Март 2000 г. |
Апрель 2000 г. |
Май 2000 г. |
Июнь 2000 г. |
Одобряют | 41,6 | 47,6 | 48,9 | 49,0 | 48,3 |
Не одобряют | 22,3 | 17,8 | 19,6 | 22,2 | 21,1 |
Религиозная структура населения Германии (%) | |||
1970 г. | 1987 г. | 1997 г. | |
Евангелисты | 49,3 | 44,2 | 35,7 |
Католики | 45,7 | 43,9 | 34,7 |
Атеисты | 2 | 8 | 25 |