Российский самолет в аэропорту Багдада.
Фото АП
СОТРУДНИКАМ багдадского аэропорта явно не грозит остаться без работы. Не успели они проводить во вторник самолет российской компании "Стройтрансгаз", как в пятницу в Багдад прибыл "Боинг-737" французской авиакомпании, на борту которого находились 80 человек. Они прилетели в Ирак с гуманитарной миссией, как, впрочем, и российская делегация Комитета международного научного, культурного сотрудничества с Ираком и Общества российско-иракской дружбы во главе с Юрием Шафранником, приземлившаяся там в субботу. Цели визита и россиян и французов официально звучат как гуманитарные, но подразумевают деловое и экономическое сотрудничество. Этого никто и не скрывает. Медикаменты и гуманитарный груз - дар иракскому народу от делегаций. Не ходят же в гости с пустыми руками. Тем более что Ирак действительно нуждается в медикаментах. Великобритании и США, естественно, не нравится деловой ажиотаж вокруг Ирака, но сделать они уже ничего не могут. В минувшие выходные в Ирак прибыла также торговая делегация из Дели, которую возглавил государственный министр иностранных дел Индии Аджит Кумар Панджа. Он осудил дальнейшее продление санкций СБ ООН против Ирака. Индия в рамках гуманитарной программы "нефть в обмен на продовольствие" заключила с Ираком свыше 150 контрактов. Паломничество бизнесменов продолжается, следующими могут стать итальянцы.
* * *
РЕКОРДНЫЙ скачок мировых цен на нефть, произошедший на фоне беспрецедентного снижения курса евро, не только вызвал бурный всплеск социальных проблем в большинстве стран ЕС, но и предопределил некоторые, пока весьма осторожные изменения во внешнеэкономической линии ведущих государств континента на Ближнем Востоке. Сначала, как известно, из ряда столиц Старого Света тайно пошли весьма настойчивые сигналы руководителям Саудовской Аравии и Омана, смысл которых сводился к увеличению добычи нефти-сырца сверх квоты, установленной ОПЕК. Но одновременно с этим объектом самого пристального внимания Европы вновь стал Ирак, который под давлением Вашингтона, казалось бы, навсегда зачислен в когорту так называемых государств-изгоев.
Надо сказать, острый топливный кризис подстегнул и Багдад, который недавно вновь обвинил Кувейт в несанкционированном заборе нефти из иракских месторождений посредством бурения скважин в приграничных районах. Более того, Саддам Хусейн прямо заявил, что США вместе с Кувейтом и Саудовской Аравией планируют новую агрессию против Ирака, и призвал страны ОПЕК не уступать давлению сверхдержав. Так или иначе, но перспектива повторения сценария десятилетней давности с выходом на масштабный вооруженный конфликт в зоне Персидского залива в Европе кажется сейчас реальной. Подобное развитие событий не вызывает, однако, ни малейшего энтузиазма в большинстве европейских центров власти. Более того, эта отнюдь не виртуальная угроза делает актуальной задачу вовлечения Ирака в дело смягчения нынешнего топливного кризиса, в ходе которого отметка 40 долл. за баррель нефти, по мнению экспертов, может быть достигнута в ближайшее время.
В сложившейся ситуации многие европейские аналитики заговорили о размораживании нефтяных ресурсов Ирака как о панацее от большинства бед. Наиболее готовой к такому повороту дела закономерно оказалась Италия, которая всегда отстаивала свое право на самостоятельную линию в Ближневосточном регионе, обусловленную геополитическими реалиями. Недаром, например, именно итальянский премьер Д"Алема стал в декабре прошлого года первой главой правительства страны Евросоюза, посетившим Ливию после отмены международного эмбарго.
Вот и сейчас итальянцы взяли инициативу в свои руки. Как стало известно корреспонденту "НГ", Рим ведет в настоящее время конфиденциальные переговоры с Багдадом относительно использования его мощнейшего нефтяного потенциала с прицелом на увеличение добычи иракской нефти с 3 до 6 млн. баррелей в день. Судя по всему, за данной дипломатической инициативой стоит национальный топливный концерн ЭНИ, который не только всегда активно лоббирует собственные интересы, но и традиционно оказывает заметное влияние на формирование внешней политики Италии по ряду важнейших направлений. В этой связи обращает на себя внимание более чем откровенное заявление управляющего ЭНИ Витторио Минкато: "Мы поддерживаем политические действия Италии по восстановлению отношений с Ираком, поскольку имеем там большие интересы. Мы станем одной из компаний, которые готовы использовать нефтяные и газовые месторождения в Ираке, но эти интересы вступают в противоречие с интересами других стран". Не усмотреть в этих словах намека на позицию Вашингтона невозможно, так же как невозможно игнорировать и решимость ЭНИ в достижениях своих целей.
Багдад явно готов пойти на существенные уступки западноевропейским, прежде всего итальянским, партнерам вплоть до предоставления им концессий и даже возможности быть совладельцами некоторых месторождений, но при одном обязательном условии: иностранцы должны начать работу в Ираке немедленно, невзирая на существование международных санкций. "Сейчас мы ведем переговоры с более чем тридцатью по преимуществу европейскими компаниями, - заявил в интервью газете "Республика" иракский министр нефти генерал Амир Мохаммед Рашид. - Естественно, наряду с нашими друзьями из Азии мы предпочитаем работать с европейскими фирмами. Если Аллах пожелает, скоро мы подпишем с ними соответствующее соглашение". Рашид недвусмысленно призывает европейцев игнорировать экономическое эмбарго ООН, поскольку оно, по его словам, выражает политическую волю только США и Великобритании. "Европейские компании не должны обращать внимание на эти санкции. Надо следовать примеру Франции в Иране, которая не стала соблюдать санкции, установленные США. В нашем случае речь также идет об американских санкциях, установленных через Совет Безопасности", - указал бывший заместитель командующего ВВС Ирака.
Очевидно, что в случае удачного завершения переговоров с европейскими партнерами иракское руководство, как никогда прежде, сможет использовать свои нефтяные резервы в качестве мощного оружия в борьбе с гегемонией США в Ближневосточном регионе, который давно стал зоной влияния американских нефтедобывающих колоссов. Нельзя также исключать, что умелое применение этого "оружия" может несколько изменить сложившийся баланс сил в элитах Кувейта и Саудовской Аравии, да и в целом статус-кво в зоне Персидского залива.
Рим