0
1338
Газета В мире Интернет-версия

23.09.2000 00:00:00

Жертвы немецкой спецпрокуратуры

Тэги: гдр, германия, дело


гдр, германия, дело Участок границы между ГДР и ФРГ, где во время противостояния Восток-Запад с одной и другой стороны гремели выстрелы.
Фото из журнала "Шпигель"

дОЛГОЕ время о судебных политических преследованиях бывших граждан ГДР в объединенной Германии широкой российской общественности практически ничего не было известно. Не исключено, что между прежними обитателями Кремля и Бонном существовала какая-то договоренность не поднимать эту тему. А может, не хотелось давать повода журналистам для обвинений "друга Гельмута" в нарушении прав человека.

Судебное преследование должностных лиц бывшей ГДР в ФРГ началось уже в 1990 году. С этой целью в Берлине была создана "Специальная прокуратура II". Ее основная задача - показать не только немцам, но и всей мировой общественности криминальный характер государственного строя бывшей ГДР и справедливое наказание виновных.

Многие обвинения, выдвинутые в отношении руководителей различных рангов в системах здравоохранения, образования, спорта, несмотря на старания прокурорских работников, рассыпались уже в ходе следствия. Тяжелее всего пришлось и приходится бывшим государственным чиновникам, партийным функционерам, военнослужащим армии и пограничных войск, работникам системы государственной безопасности и судопроизводства. В качестве основных обвинений им выдвигаются: измена родине, нарушение тайны частной переписки и неприкосновенности жилища, злоупотребления по службе, применение силы при исполнении служебных обязанностей, финансовые злоупотребления и т.д.

Например, по факту "измены родине" уголовные дела возбуждены в отношении почти 7 тыс. сотрудников разведки ГДР. Из них по 370 уже вынесены приговоры. Некоторые осуждены на срок до 12 лет лишения свободы. Спрашивается, какой "родине" они "изменили"? Государству, гражданами которого многие из них были с рождения и которому служили в соответствии с действующими на то время национальными законами, они не изменяли. Не могли они изменить и ФРГ, гражданами которой они стали только в конце 1990 года.

Налицо явное сведение счетов и месть более удачливому бывшему противнику. Ведь ни для кого не секрет, что в Варшавском договоре разведка ГДР наряду с ГРУ Генштаба и ПГУ КГБ СССР считалась одной из лучших. До сих пор контрразведывательным органам ФРГ так и не удалось вскрыть всю агентурную сеть бывшей "штази".

В особую группу выделены служащие пограничных войск ГДР. В отличие от военнослужащих Национальной народной армии, из числа которых преследованиям подвергается в основном высший командный состав, судебные процессы шли и идут, начиная с рядовых пограничников до руководителей погранвойск.

Официально их судят за гибель людей, пытавшихся нелегально уйти за границу. Не обращается внимание на то, что данные о погибших и раненых, которыми оперирует спецпрокуратура, расходятся с зафиксированными официальными документами погранвойск ГДР почти на порядок.

Если следовать логике работников спецпрокуратуры, то точно так же следует судить сотрудников пограничной полиции ФРГ, на совести которых за годы холодной войны не только погибшие в результате преднамеренных провокаций десятки пограничников ГДР, но и гражданские лица, пытающиеся нелегально проникнуть на Запад. Согласно официальной статистике, с 1976 по 1983 год в результате применения оружия пограничной полицией ФРГ погибли 110 человек и 42 были ранены.

Нередко в ходе расследований доходит и до самого откровенного абсурда. Например, генерал-лейтенанту Карлу Леонхарту, заместителю командующего погранвойсками, прокурор требовал дать 16 лет лишения свободы только за то, что Леонхарт визировал восемь годовых приказов на охрану границы. Такие же обвинения за недостатком других были выдвинуты практически в отношении всего руководящего состава погранвойск ГДР.

С 1 сентября 1990 года по настоящее время по 412 уголовным судопроизводствам обвинялись 486 пограничников. Из них 419 признаны виновными. Остальные оправданы. 14 человек отбывали или еще отбывают наказание в тюрьмах. Среди них командующий погранвойсками генерал-полковник Клаус Баумгартен, его заместители - генералы Карл Леонхарт, Герхард Лоренц, Хайнц Тиме, Дитер Тайхман. Генералы Гюнтер Габриель и Бернхард Гейер по состоянию здоровья отбывать назначенный им срок не смогли.

396 пограничников ГДР осуждены условно. 20 человек заплатили денежный штраф (до 10 тыс. марок). Все расходы по судопроизводству несут обвиняемые. Люди, оставшиеся без средств к существованию, вынуждены либо продавать последнее, либо влезать в долги. Например, за 41 день судебного процесса над командованием погранвойск обвиняемые были вынуждены заплатить от 45 тыс. до 60 тыс. марок.

Судьба многих пограничников ГДР сложилась незавидно. Многие из них, особенно в возрасте от 40 лет и старше, оказались фактически без средств к существованию. Кому-то посчастливилось устроиться сторожем, кому-то - грузчиком транспортной компании или на складе. На государственную службу дорога для бывших пограничников ГДР закрыта. Пенсии значительно уступают пенсиям военнослужащих бундесвера. Например, пенсия генерала погранвойск ГДР не превышает 30% того, что получает генерал запаса или в отставке Федеральной пограничной полиции ФРГ. Бывшие военнослужащие Национальной народной армии и погранвойск ГДР называют свои пенсии "пенсиями-наказаниями".

В Федеральную пограничную полицию приняты лишь немногие унтер-офицеры и младшие офицеры, служившие на границе с Чехией и Польшей, прекрасно знающие местность и людей.

Накануне празднования юбилея по просьбе правящего бургомистра Берлина Эберхарда Дипгена германский суд освободил двух бывших членов политбюро СЕПГ Гюнтера Шабовски и Гюнтера Кляйбера, приговоренных к трем годам тюремного заключения за гибель мирных граждан, пытавшихся перебраться через Берлинскую стену. Однако такие факты единичны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1196
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1095
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1101
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1006

Другие новости