зАВЕРШИЛАСЬ программа пребывания в Нью-Йорке министра иностранных дел России Игоря Иванова, который участвовал здесь в работе Ассамблеи тысячелетия, подходит к концу и общеполитическая дискуссия Генассамблеи ООН. Только в рамках министерской части сессии российский министр провел более полусотни двусторонних переговоров с коллегами из других стран, представителями международных организаций, принял участие в большом количестве многосторонних встреч.
Ассамблея тысячелетия проходила в продолжение "Саммита тысячелетия", решения которого, как считают его участники, должны определить магистральные направления развития человечества на будущее. При всей критике, которая звучала в последнее время, в том числе и в связи с "Саммитом тысячелетия", в адрес Организации Объединенных Наций, государства мира согласны с тем, что лишь этой организации может принадлежать лидирующая и координирующая роль в международных отношениях. И для российской дипломатии констатация этого факта весьма отрадна: ведь в последний год ей пришлось приложить немало усилий для восстановления авторитета и эффективности ООН, которые были поставлены под сомнение силовыми действиями НАТО против Югославии в нарушение Устава ООН, в обход Совета Безопасности ООН. Сегодня, после завершения основных мероприятий 2000 года в штаб-квартире Организации, сложилась новая ситуация: даже американцы - самые ярые критики ООН за ее якобы неспособность реагировать на международные вызовы - вынуждены в итоге признать, что главенствующая роль в глобальных делах принадлежит ООН, что правом решать вопрос о применении силы обладает исключительно Совет Безопасности. Выступление на "Саммите тысячелетия" президента США Билла Клинтона - яркое тому подтверждение.
Подводя итоги общеполитической дискуссии в Нью-Йорке, министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что теперь "наступила ответственная фаза реализации решений "Саммита тысячелетия". По его словам, для России это безусловный приоритет, и она готова к самому широкому международному сотрудничеству на данном направлении.
"В этой работе, - продолжил министр, - мы будем опираться на недавно принятую Концепцию внешней политики России". К этому документу в ООН и среди ее членов - огромный интерес. Зарубежные дипломаты и политические руководители - и на министерском, и на высшем уровне - отмечали, что разработка Концепции как бы подводит символическую черту под периодом становления внешней политики России. На самом деле принципиально важно, что теперь определены ее основные элементы, а сама она носит предсказуемый и конструктивный характер.
За рубежом отмечают - и во многом верно, - что, хотя у России и нет завышенных амбиций, она не отказывается от активной наступательной внешней политики по магистральным направлениям. И особенно важно, что это признается как важный элемент стратегической стабильности и баланса в мире.
Одной из основных стала тема укрепления миротворчества ООН. Во многом это заслуга нынешнего генсека Кофи Аннана, вплотную занявшегося этим вопросом и привлекшего внимание государств к необходимости укрепления этого инструмента ООН. Именно поэтому к "Саммиту тысячелетия" сама организация подошла во всеоружии, подготовив специальный доклад по проблематике миротворчества, получивший название Доклада Брахими по фамилии руководителя группы экспертов-авторов документа. "Действительно, мало кого может устроить нынешняя ситуация, когда операции ООН по поддержанию мира разворачиваются слишком медленно, их мандаты не всегда адекватны реальной обстановке, а угроза безопасности персоналу ООН становится все острее", - считает Игорь Иванов. Трагическим подтверждением верности этого стало то, что накануне начала "Саммита тысячелетия" в Западном Тиморе были убиты сотрудники ООН.
А ведь от того, насколько эффективнее будет действовать Организация в сфере миротворчества, зависит ее авторитет и влияние в мире. Поэтому, считает глава МИД РФ, "необходимо без задержки начинать предметное рассмотрение рекомендаций, содержащихся в Докладе Брахими, в том числе и в Совете Безопасности ООН".
Для России укрепление миротворчества ООН - это не только общий принцип. Проблема миротворчества для Москвы имеет вполне практическое значение, поскольку россияне участвуют в 10 из 15 действующих сейчас операций ООН по поддержанию мира, и РФ намерена и далее вносить свой реальный вклад с учетом внутренних возможностей в миротворческие усилия международного сообщества. По словам Иванова, "эффективное международное миротворчество под эгидой ООН - узловой фактор обеспечения стратегической стабильности в мире, предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов".
Можно заметить, что словосочетание "стратегическая стабильность" стало одним из основных тезисов российской внешней политики. И связано это не только с необходимостью решения важнейшей на сегодня (из актуальных) проблемы для Москвы на международной арене - сохранения незыблемости Договора по противоракетной обороне 1972 года. На Ассамблее тысячелетия Игорь Иванов в своем выступлении дал широкое толкование стратегической стабильности, обозначив ее многогранность. И таким образом к этой проблеме привлечено внимание гораздо большего числа стран. Стратегическая стабильность - это не только сохранение Договора по ПРО и продолжение разоруженческих процессов, но и борьба с бедностью, и решение экономических проблем, и борьба с терроризмом, и обеспечение свобод и прав личности, и сохранение чистой окружающей среды.
И все же базовым элементом этого понятия на сегодня является глобальная безопасность. Именно поэтому в ходе дальнейшей работы 55-й сессии Генассамблеи ООН Россия внесет на рассмотрение Первого комитета Генеральной Ассамблеи, который начинает работу в первых числах октября, проект резолюции о сохранении и укреплении Договора по ПРО. В прошлом году за принятие подобной резолюции ГА ООН проголосовало 80 государств, и лишь США, Израиль, Латвия и Микронезия голосовали против. На этот раз Москва рассчитывает, что число сторонников у нее будет гораздо больше.
Изменение позиций многих стран по проблеме ПРО можно записать в актив российской дипломатии. Во многом твердая и последовательная линия, занятая Москвой, стала причиной того, что, во-первых, Билл Клинтон не стал принимать решение о создании национальной противоракетной обороны США; а во-вторых, многие государства, в том числе и крупные игроки на международной арене, определились в своей позиции по отношению к планам Пентагона в сфере НПРО и перестали считать этот вопрос проблемой только двусторонних российско-американских отношений. А это поможет Москве и в дальнейших дискуссиях с Вашингтоном по ПРО, в дискуссиях с уже новой администрацией США, кто бы ее ни возглавил.
Нью-Йорк