ФЕДЕРАЛЬНЫЙ канцлер Герхард Шредер собирается на встречу с президентом Владимиром Путиным в Москву. Визит намечен на 25 сентября и относится к категории рабочих. Обратный авиабилет у канцлера на тот же день, так что много личных вещей ему брать с собой не придется. Можно обойтись одним дипломатическим кейсом.
Вообще-то речь о следующем свидании обоих лидеров шла еще на июньском саммите в германской столице. Тогда предполагалось, что "мероприятие" состоится под самый конец года. Но, увидевшись недавно в Нью-Йорке, где они находились в числе других глав государств и правительств на ооновском "Саммите тысячелетия", Путин и Шредер договорились не откладывать очередную обстоятельную беседу в долгий декабрьский ящик. В принципе это соответствует линии на интенсификацию всестороннего российско-германского партнерства. Кроме того, такие блицвизиты, возможные с нынешними лидерами РФ и ФРГ благодаря их отличной физической форме, вполне могут стать новым оперативным стилем общения между Москвой и Берлином.
По мнению г-на Шредера, которое он высказал в беседе с главным редактором "НГ" Виталием Третьяковым в июле этого года, "экономический подъем в России набирает обороты. Президент Путин осознал, что отсутствие правовой защищенности, коррупция и административный произвол являются значительными помехами для более активной экономической деятельности иностранных предпринимателей, и решительно взялся за проведение необходимых структурных реформ...". Очень важное и своевременное замечание.
Несколько отвлекаясь от темы, нельзя не заметить, что в данный момент глава германского кабинета просто не может надолго удаляться из страны. Не та обстановка. Проявляется критическая неустойчивость евро, питающая общественные сомнения насчет целесообразности дальнейшего расширения Евросоюза. Не в пользу правительства и политические последствия резкого вздорожания цен на жидкое топливо. Оно вызывает серьезное недовольство его потребителей. 26 сентября, т.е. как раз после возвращения канцлера из Москвы, в стране могут произойти массовые протестные акции грузоперевозчиков и крестьян, грозящие транспортным хаосом в городах и на автобанах.
Не исключено, что и нынешний нефтяной кризис будет в каком-то аспекте затронут при разговоре в Кремле. Но прямой причастности к российско-германской сфере обоюдных интересов и партнерства эти события не имеют. По логике вещей президент и канцлер займутся, надо полагать, прежде всего проблемами большой политики, которые имеют непосредственное значение для обоюдных интересов и партнерства как в двусторонней, так и в международной сфере.
Не секрет, что в российско-германских отношениях всегда придавалось и придается первостепенное значение их экономической составляющей, теснейшим образом связанной с политической. Поэтому закономерно, что в июне этого года во время первого личного контакта президента Путина и канцлера Шредера и состоявшихся параллельно межправительственных "больших консультаций" в Берлине было объявлено о намерении придать несколько приторможенным в конце "эпохи Ельцина-Коля" отношениям двух государств "новое начало".
Это сопровождалось принятием ряда соответствующих решений и инициативных наметок. Однако, судя по опыту, в их реализации нельзя полагаться на самотек и чиновничье прилежание. Так уж получается, что это дело требует неусыпного политического внимания с обеих сторон высших государственных лиц. Даже конкретизация намеченного и организация исполнения нуждаются зачастую в сильной политической подзарядке и целеустановке. Посему предстоящая оперативная встреча Путин-Шредер в Москве может оказаться весьма полезной для придания большей динамики в развитии российско-германского партнерства и укрепления на его основе обоюдного доверия.
Естественно, что Россию и Германию не могут не интересовать узловые проблемам европейского и планетарного миропорядка: от ситуации в Косово, работы ООН, разоружения, предотвращения расползания ракетно-ядерного оружия, обеспечения стабильности в Европе до борьбы с международным терроризмом, наркомафией и т.д. Кстати, с трибуны ООН в Нью-Йорке российским президентом были высказаны некоторые новые идеи, перспективные для безопасного будущего и прогресса мирового сообщества, и они тоже могут служить темами предстоящего московского разговора. Возможности взаимодействия РФ И ФРГ на международной арене как в двустороннем, так и многостороннем порядке несомненны. Но они тоже не обходятся без обмена мнениями и - при их близости или совпадении - принципиальных согласований тех или иных дипломатических подходов и практических мер.
Легко предположить, что Кремлю было бы интересно узнать от канцлера, что он думает об актуальной ситуации в Евросоюзе и возможностях дальнейшего развития российской "причастности" к нему. Тем более что вскоре состоится очередной "плановый" саммит РФ-ЕС, а Германия считает себя в некоторой степени "опекуном" этого процесса.
В берлинских беседах нередко можно услышать, что канцлер Шредер не испытывает большой любви к внешней политике, концентрируясь в основном на внутренней. Однако хорошо видно, что он куда более последовательно и решительно вводит объединенную Германию в круг мировой политики и ответственности, чем его предшественник, "прятавшийся" при иных острых или щепетильных международных поворотах за формулу "среднеевропейской" величины ФРГ. Герхард же Шредер, указывая на экономическое могущество, первым и открыто заговорил о том, что нынешняя Германия имеет и собственные интересы (не называя их, правда, национальными) и является великой державой. В это понятие входит намерение нести соответствующую ответственность за мир и стабильность, не ограничивающуюся пределами одной Европы. Берлин уже теперь прямо заявляет о желании обрести постоянное место в Совете Безопасности ООН. При таком взгляде на статус и роль ФРГ Берлин по логике вещей должен более смело определять свой подход ко всем вопросам, касающимся судеб всеобщего мира. Например, к непростой для него, как союзника по НАТО, теме пока отложенных, но отнюдь не похороненных планов США в отношении НПРО. Хотя все проверяется практикой, теоретически новый германский взгляд на свое место в мировом сообществе может расширить политический диапазон общения ФРГ с великой российской державой.
Конечно, жизнь есть жизнь, и как в международных, так и в двусторонних вопросах у России и Германии есть и будут несовпадающие и противоречивые взгляды, подходы и оценки. Но такое встречается не только между партнерами, а и при более высоких союзнических отношениях. Существенно, что предстоящий визит федерального канцлера Герхарда Шредера в Москву сам по себе подтверждает линию Берлина на "стратегическое партнерство" с Россией, наращивание доверия в отношениях между нашими странами и народами.
Но вот странное обстоятельство: если сойти с политико-дипломатических высот на просторы немецких СМИ, то многие из них изо дня в день преподносят Россию и ее народ таким образом, что по крайней мере у части германской общественности невольно может возникать мысль: а стоит ли с ними вообще связываться? Понятно, что здешнему телевидению нельзя не показывать трудную и неустроенную российскую жизнь, а газетам не писать о преступности, коррупции или катастрофах. В этом их не только право, но и информационная обязанность. Ничего не скажешь и о преподносимых фактах - увы, они в большинстве своем соответствуют действительности. Весь вопрос в вольном или невольном сгущении российской беспросветности и таких же комментарийных оценках и выводах.
Вот для иллюстрации выдержки из передовой статьи весьма уважаемой и солидной газеты "Франкфуртер альгемайне" от 18 сентября, которую читает едва ли не весь германский политический и экономический истеблишмент. В ней, в частности, говорится: "Россия еще не отрешилась от великодержавной иллюзии. Она продолжает жить в мышлении политиков и военных, менталитете народа". С одной стороны, это имеет место, но в такой обобщающей форме явно унифицирует и искажает картину российских общественных взглядов и настроений. А вот уже не о коррумпированных чиновниках и т.п., а о самом российском народе: "Распространенное мнение, что народ сам по себе хороший, только вот власть плохая и безответственная, является столь же неискоренимым, как и фальшивым". Перечислив разного рода нехорошие вещи в российской действительности, резюме высокомерно гласит: "Такова великая держава Россия, о которой столь охотно говорят президент Путин, его министр иностранных дел и военные".
Достается и непосредственно Кремлю. В то время как его "сильный человек, производящий за границей хорошее впечатление, а внутри страны не желающий расстаться со старыми кадрами, правит, распространяются оппортунизм и уход от ответственности. Дума стала ручной. Губернаторы посажены на цепь. СМИ сражаются за остатки своей независимости. Секретной службе снова принадлежит решающее слово". И наконец: "В своем стремлении навести порядок Путин проводит курс, который рискует проиграть большой капитал новой России".
Итак, если исходить из подобных реляций, вот к кому и в какую страну едет германский канцлер. К тому же это небезопасно для здоровья, потому что, как заблаговременно оповещает большим заголовком газета "Тагесшпигель", "следующий грипп придет из Москвы". Конечно, было бы неверно утверждать, что все публикации и во всех германских СМИ о России преподносятся в такой алармистской тональности. Но их много, и это производит удручающее впечатление.
К чести немцев надо сказать, что, несмотря на это, очень многие из них сохраняют и проявляют вполне дружественное участие к России и ее народу. В беседах так называемые простые люди зачастую искренне сочувствуют россиянам на трудном этапе жизни, выражают надежду, что дела в нашей стране скоро поправятся. В том числе и с использованием возможностей российско-германского партнерства. Впрочем, в Берлине и на государственном уровне хорошо понимают, что это в политических и экономических интересах Германии, надежной стабильности в Европе и мире. Поэтому канцлер Шредер и едет в Москву, хотя у него много неотложных дел дома.
Берлин