Президент Республики Корея Ким Дэ Чжун воссоединил страну с остальным миром при помощи железной дороги.
Фото из сборника "Ким Дэ Чжун. Биография мужества и прозорливости"
В НАЧАЛЕ этой недели в Южной Корее произошло торжественное событие. Под фейерверк из разноцветного дыма президент Республики Корея Ким Дэ Чжун объявил о начале восстановительных работ на отрезке железной дороги, которая соединяет север и юг Кореи.
Значение этого события далеко не только символическое. Как сказал в ответ на вопрос "НГ" министр строительства и транспорта Южной Кореи Ким Юн Ги, встретившийся здесь с группой российских журналистов, теперь Южная Корея снова станет в транспортном отношении полуостровом, а пока что она напоминает скорее остров. Грузопотоки во внешней торговле идут прежде всего через морские порты, да и вообще по железной дороге в стране перевозят всего 7,3% южнокорейских грузов. И вот теперь по окончании строительства интенсифицируется товарооборот с Китаем, Россией и Северной Кореей. Очевидно, что поезда рано или поздно пойдут из южнокорейского порта Пусан вплоть до Транссиба, а далее - в Европу, снижая этим транспортные расходы и стоимость товаров (по отдельным перевозкам в 5 раз). Масштаб предстоящих в этой связи перемен трудно себе представить, но он настолько серьезен, сообщил министр, что во время недавней встречи в ООН Владимира Путина и президента Ким Дэ Чжуна два лидера обсуждали "железнодорожный" вопрос и решили открыть по нему переговоры на министерском уровне. Об этом же будет говорить собирающийся скоро в Москву премьер южнокорейского правительства. В целом же речь, по оценке министра, о грузопотоках до 630 тыс. тонн в год.
Пока что, впрочем, начинают с малого. Придется отстроить бездействовавший с 1946 года - с начала Гражданской войны - участок в 12 километров железнодорожного полотна с южнокорейской стороны и такой же с северной. Вдоль рельсов построят автомобильное шоссе. Стоимость работ на южном участке - до 150 млн. долларов, которые получат подрядчик правительства типа "Самсунг", "Дэу", "Хендэ". Северяне обещают строить за свои деньги. Ожидается, что дорогу введут в строй в сентябре следующего года.
Здесь сообщают также о множестве иных событий, связанных с резко ускорившимся в последние месяцы процессом межкорейского сближения. 25 сентября на идиллическом острове Чечжудо на юге Кореи состоится первая в истории встреча военных делегаций с севера и юга во главе с министрами обороны. Повестку дня обозначают как "обсуждение мер доверия". Среди прочего пойдет разговор и о разминировании 24-километрового участка, где устанавливаются пути с севера на юг. Только в Южной Корее на случай войны зарыто в землю до 1-2 млн. мин.
Все эти процессы начинают приносить серьезные сложности в и так небезоблачные военные отношения Южной Кореи с США. Процесс межкорейского сближения объективно ведет к вытеснению американских войск с Корейского полуострова, и Сеул поэтому планирует повысить обороноспособность. В частности, Южная Корея хотела бы выторговать право увеличить дальность своих ракет со 180 до 300 километров. А по соглашению от 1979 года Сеул не может выходить за рамки 180-километрового радиуса. Пока переговоры по этому вопросу идут тяжело.
Завтра сюда приезжает министр обороны США Уильям Коэн для участия в ежегодных консультациях по безопасности; ожидается, что стороны постараются продемонстрировать полное единство и солидарность.