РАССЛЕДОВАНИЕ обстоятельств так называемого дела "крыс", связанного с появлением в рекламе кандидата-республиканца Джорджа Буша запрещенного приема действия на подсознание избирателя, продолжается. Но теперь, кроме соперников-демократов, этим занялось одно из управлений Соединенных Штатов - Федеральная комиссия по коммуникациям.
Напомним: демократы разглядели, что в одном из рекламных роликов республиканцев был использован так называемый двадцать пятый невидимый кадр. Прием этот относится к разряду запрещенных, поскольку считается, что такой метод воздействует на подсознание. В конце рекламного клипа, в котором критикуется одна из программ вице-президента в области здравоохранения, на экране возникает надпись "План Гора: решают бюрократы" и часть слова "bureucrats" (бюрократы) - "rats" ("крысы") резко увеличивается в размерах и занимает весь экран. Это превращение длится всего одну тридцатую секунды и человеческому глазу незаметно. Но, как полагают эксперты, у зрителя, посмотревшего такой клип, возникает негативное ощущение на подсознательном уровне, связанное с программой кандидата-демократа.
Федеральная комиссия по коммуникациям формально приступила к расследованию после двух официальных жалоб от сенаторов-демократов. Комиссия уже разослала письма с запросами в адрес 217 телевизионных станций, которые, по ее расчетам, могли транслировать эту рекламу. Ответы должны поступить не позднее чем послезавтра, в пятницу. В тексте письма руководитель отделения по расследованиям и слушаниям исполнительного бюро комиссии Чарльз Келли просит руководство телестанций проинформировать его о том, был ли известен руководителям или служащим компаний подтекст рекламного ролика, знали ли они о том, что в нем прячутся "крысы", до того, как клип пошел в эфир.
У комиссии, правда, нет полномочий наказывать каким-либо образом участников президентской гонки или производителей политической рекламы. Однако она может сделать официальное предупреждение или даже отозвать лицензию у той телестудии, которая сознательно транслировала рекламу, которая, по мнению комиссии, является нечестной и вводит зрителя в заблуждение. А работа на подсознание, как считает Келли, "конечно, вводит зрителя в заблуждение".
И хотя, повторим, окончательное решение Федеральной комиссии по коммуникациям формально не будет означать применения санкций против кандидата Джорджа Буша, однако оно наверняка негативным образом повлияет на его кампанию, а кроме того, может в дальнейшем послужить основанием для дальнейших упреков со стороны Демократической партии вплоть до судебного разбирательства.
А тем временем популярность Буша, еще летом опережавшего своего конкурента в опросах общественного мнения в среднем на добрых полтора десятка пунктов, продолжает снижаться. Гор уже опережает кандидата от демократов в среднем на 1-3 пункта, однако этот отрыв незначителен и лежит в пределах допустимой погрешности. Однако республиканцев не может не беспокоить сама тенденция - Гор за каких-то полтора месяца догнал и начал обгонять Буша. Примечателен и тот факт, что американцы, участвующие в опросах, заявляют, что вице-президент им более симпатичен, нежели техасский губернатор, в том числе и по личным качествам. А ведь раньше это был конек Буша, делавшего ставку в своей кампании на персональные черты характера, и поначалу небезуспешно.
Республиканцам еще ко всему прочему приходится убеждать избирателей, что Джордж Буш не боится прямых теледебатов с Гором. И это, по признанию самих же сотрудников республиканского штаба, является для них весьма нелегкой проблемой. Ведь Буш поначалу пытался добиться того, чтобы дебаты проходили в телестудии, а не в колледжах, и чтобы они длились не полтора часа, а всего лишь час. В итоге республиканцам пришлось согласиться с требованиями национального комитета по теледебатам, и Буш вынужден пойти на 90-минутные дискуссии с Гором в трех колледжах в разных концах страны. Однако у многих создалось впечатление - и, похоже, верное, что губернатор боится словесной дуэли с вице-президентом.
Нью-Йорк