Переговоры министра иностранных дел РФ и госсекретаря США проходили в фешенебельной нью-йоркской гостинице "Уолдорф-Астория".
Фото автора
РОССИЯ не может начать полномасштабных переговоров с США о дальнейшем сокращении ядерных вооружений в рамках договора СНВ-3, поскольку США не завершили процесс ратификации договора СНВ-2, а потому все контакты на эту тему между российской и американской стороной идут в формате консультаций. Об этом заявил, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", глава МИД РФ Игорь Иванов после вчерашней встречи в Нью-Йорке с госсекретарем США Мадлен Олбрайт. И хотя эта тема в ходе беседы глав внешнеполитических ведомств двух стран подробно не обсуждалась, Иванов сообщил, что уже намечена программа действий на уровне экспертов, составлен перечень документов к обсуждению и установлено, "как мы будем выстраивать работу, чтобы подойти к встрече двух президентов в Брунее в полной боевой готовности".
Вообще вопросы подготовки очередного российско-американского саммита заняли львиную долю времени вчерашней беседы Иванова и Олбрайт, которая проходила, кстати, там же, где в последний раз общались с глазу на глаз Владимир Путин и Билл Клинтон, - в фешенебельной нью-йоркской гостинице "Уолдорф-Астория". Те переговоры состоялись во время проведения "Саммита тысячелетия", а в следующий раз президенты России и США смогут лично побеседовать лишь на саммите форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Брунее, за считанные дни до того, как станет известно имя нового президента США. И скорее всего это будет последняя встреча президента Путина и президента Клинтона, поскольку Клинтон сложит свои полномочия главы государства уже в январе следующего года.
Возвращаясь к вопросам разоружений, следует напомнить, что началом полномасштабных переговоров в рамках договора СНВ-3 невозможны еще и из-за нерешенности проблемы национальной системы противоракетной обороны США. Этот аспект тоже зависит от решения уже преемника Билла Клинтона. А в условиях постоянной угрозы того, что Вашингтон начнет строительство противоракетного щита, запрещенного базовым с точки зрения международной безопасности и стратегической стабильности договором по ПРО 1972 года, снижать уровень числа своих боеголовок России бессмысленно. Хотя в идеале Москва ставит именно такую задачу и уже открыто объявила о предложениях по основным параметрам договора СНВ-3. Не более полутора тысяч ядерных боеголовок.
"Говорить сейчас о полноценных переговорах вряд ли возможно, а консультации, как мы считаем, надо проводить, и Россия будет этот вопрос ставить", - подчеркнул Игорь Иванов.
Иракская тема не обсуждалась подробно на нью-йоркских переговорах главы МИД РФ и госсекретаря США. Хотя в ООН она продолжает оставаться одной из центральных. Накануне ряд западных СМИ, сообщая о том, что 17 сентября арендованный российской компанией "Стройтрансгаз" самолет совершил прямой рейс в Багдад, расценили это как нарушение действующего против Ирака режима международных санкций. Однако, как считает российский министр иностранных дел, ни о каком нарушении международных санкций речи быть не может: "Этот самолет был с гуманитарным грузом, российская сторона своевременно уведомила об этом Комитет по санкциям". Что касается регулярного сообщения "Аэрофлота" между Москвой и Багдадом, то и здесь в принципе российский министр не видит причин для воспрепятствования его возобновлению. "Есть правовая сторона проблемы. А по нашей оценке, нет таких резолюций Совета Безопасности ООН, которые запрещали бы гражданские полеты самолетов в Ирак", - подчеркнул министр. Вместе с тем есть ряд технических нюансов, которые необходимо согласовать во избежание проблем в будущем, в том числе получение разрешения от ряда государств на пролет над их территориями. Что же касается чартерных полетов, связанных с доставкой в Ирак гуманитарной помощи, то Комитет по санкциям должен лишь официально уведомляться относительно такого рода рейсов, при том понимании, что его формального разрешения на их осуществление не требуется. Разумеется, при этом должны быть осуществлены необходимые процедуры досмотра инспекторами ООН предназначенного для передачи иракской стороне гуманитарного груза в рамках существующего порядка экспортно-импортного контроля.
Нью-Йорк