УХУДШАЮЩАЯСЯ ситуация в Косово, особенно на фоне нежелания Запада признавать опасность проведения в такой обстановке выборов в местные органы самоуправления в этом сербском крае, вынуждает международное сообщество вновь начать совместный поиск решения многочисленных проблем косовского урегулирования. Вчера в связи с этим в Нью-Йорке состоялось заседание Контактной группы на уровне глав внешнеполитических ведомств, первое после натовской агрессии против Югославии (последний раз министры стран Контактной группы, в которую входят Россия, США, Великобритания, Франция, Германия и Италия, собирались в феврале 1999 г.). Россию на этой встрече представлял глава МИД РФ Игорь Иванов.
При том, что сам по себе факт возобновления в полном масштабе работы Контактной группы и даже принятие совместного заявления, которым закончилось заседание, - явно позитивный, сохраняются значительные разногласия между Россией и другими членами Контактной группы. Именно потому принятый документ оказался ярким примером дипломатического компромисса, сочетающего в себе порой противоречащие друг другу по сути положения. Соответственно и оценивается сейчас он сторонами по-разному: каждый из них - и Россия, и Запад - характеризует принятое заявление как свой успех. А это, естественно, чревато вновь различными трактовками заявления в дальнейшем. Хотя, по большому счету, исторического значения оно и не имеет. Как представляется, это лишь первый шаг к полномасштабному возобновлению совместной работы по поиску согласованного, в том числе и с Белградом, решения косовской проблемы.
Тем не менее и для России, и для Югославии важны несколько принципиальных положений, которые по настоянию российских дипломатов удалось включить в документ, несмотря на сопротивление главным образом американцев. Во-первых, в очередной раз Москва настояла на том, чтобы "министры - члены Контактной группы подтвердили свою твердую приверженность выполнению в полном объеме всех положений резолюции 1244 СБ ООН, являющейся основой усилий Международного сообщества в Косово". Во-вторых, "они подчеркнули, что ситуация в области безопасности продолжает оставаться напряженной". И в этой связи министры осудили по-прежнему совершаемые акты насилия, в особенности недавние этнически мотивированные преступления против членов сербской общины, включая сербских детей, строго предупредили тех, кто несет ответственность за продолжение или подстегивание подобных действий. Они выразили глубокую озабоченность по поводу опасного положения неалбанских общин в Косово. И особо призвали "косовских албанских политиков способствовать терпимости и уважению между всеми общинами. Это создает большую возможность для безопасного возвращения неалбанских беженцев и перемещенных лиц". Одновременно министры призвали миссию ООН в Косово и руководство КФОР предпринять максимальные усилия по повышению безопасности населения. "Каждый независимо от своей этнической принадлежности должен иметь возможность жить в безопасности в Косово и строить свое будущее", - подчеркивается в заявлении.
Этот третий абзац документов по-своему уникален. Москва впервые вынудила Запад фактически признать, что условия в Косово весьма далеки от нормальных, а точнее, ужасны. А в таких условиях проводить местные выборы, на чем настаивает Запад, невозможно. Они просто превратятся в фарс. Но, к сожалению, руководство миссии ООН в лице ее шефа Бернара Кушнера уже приняло решение об их проведении 28 октября. Кстати, в тексте документа, опять-таки по настоянию российских дипломатов, удалось избежать ссылки на конкретную дату выборов, хотя в проекте документа она значилась. В итоге пришлось все же согласиться с не очень-то приятно звучащей формулировкой "предстоящие муниципальные выборы". Хотя, опять-таки по настоянию Москвы, министры подчеркнули, чтобы выборы "были тщательно подготовлены, носили демократический характер". Россия, как известно - и это еще раз подтвердил Игорь Иванов в ответ на вопрос корреспондента "НГ", - выступает против проведения выборов в Косово этой осенью, поскольку прежде необходимо создать условия для того, чтобы они были действительно честными, демократическими, всеобщими и прошли бы в обстановке безопасности. Сейчас же искусственно созданы - в том числе при попустительстве миссии ООН - явные преимущества для албанцев: во-первых, более половины сербов изгнаны из края и не могут вернуться в Косово (дома многих сожжены, многим угрожают расправой и т.д.); а во-вторых, сейчас никто не может сказать, сколько албанцев, не являющихся жителями Косово, проникло в край из Албании (а выдать себя за жителя Косово нетрудно - соответствующий документ при желании можно получить, произнеся одну лишь фразу "паспорт отобрали сербы в прошлом году", с подтверждением двух-трех свидетелей, албанцев же).
Запад, повторим, вынужден со всем этим соглашаться. Но вывод почему-то делает из всего этого странный: выборы все равно проводить необходимо.
Еще в конце августа Россия распространила среди членов Контактной группы список нарушений резолюции Совета Безопасности ООН 1244, на основании которой, по идее, должно идти урегулирование. В частности, в этом списке среди нарушений отмечается: нереализация положения резолюции 1244 о возвращении в Косово согласованного числа югославских сербских военнослужащих, неудовлетворительное проведение демилитаризации Освободительной армии Косово и других вооруженных групп косовских албанцев, несоблюдение положения о создании безопасных условий для возврата беженцев, невыполнение условий резолюции 1244, касающихся безопасности свободы передвижения КФОР и миссии ООН в Косово в отношении к представителям российского военного контингента КФОР, особенно в зоне города Ораховац. Все эти положения подтверждаются конкретными примерами, о которых также говорится в этом списке, подготовленном Россией.
Помимо косовской части отдельные положения заявления Контактной группы посвящены ситуации в самой Югославии накануне всеобщих выборов 24 сентября. В этой связи министры "напомнили о своей озабоченности относительно мотивов и возможных последствий пересмотра Конституции СРЮ и возобновили свой призыв к правительству в Белграде воздержаться от любых действий, которые способствовали бы дальнейшей эскалации. Они призвали оппозицию продолжать вносить вклад в мирное демократическое развитие СРЮ. Они подчеркнули, что будут оценивать выборы в СРЮ на основе международно признанных стандартов". Последняя фраза документа также важна, поскольку и Россия, и другие страны, и некоторые международные организации будут представлены там в качестве наблюдателей. Правда, тот факт, что Белград отказался допустить ОБСЕ для мониторинга выборов, дает Западу лишнюю возможность заявить о своем непризнании итогов голосования.
Хотя мотивы югославских властей понятны: деятельность миссии ОБСЕ в Косово в начале 1999 г., как говорят в Белграде, фактически открыла ворота НАТО для агрессии.
Нью-Йорк