Игорь Иванов подписывает в штаб-квартире ООН Статут Международного уголовного суда. На снимке слева направо: замминистра иностранных дел РФ Сергей Орджоникидзе, постпред РФ при ООН Сергей Лавров, глава МИД РФ Игорь Иванов.
Фото ИТАР-ТАСС
В ходе начавшейся на этой неделе общеполитической дискуссии 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проходящих в ее рамках многосторонних и двусторонних встреч, как уже сообщала "НГ", немало внимания уделяется проблемам традиционных горячих точек планеты. В частности, часто звучат названия таких регионов, как Персидский залив и Балканы. Вчерашние мероприятия в Нью-Йорке с участием российского министра иностранных дел Игоря Иванова были во многом посвящены этим темам. О ситуации в Ираке и Косово говорили на рабочем завтраке, устроенном генсеком ООН Кофи Аннаном для министров иностранных дел государств "пятерки"-постоянных членов Совета Безопасности, а также на встрече глав внешнеполитических ведомств стран "восьмерки", которая завершилась вчера рано утром по московскому времени.
О российской позиции по иракской проблеме, о том, что Москва считает необходимым одновременно с работой по ликвидации иракского оружия массового поражения демонстрировать Багдаду перспективу снятия с него экономических санкций, "НГ" сообщала в предыдущем номере в материале о встрече в Нью-Йорке Игоря Иванова и вице-премьера Ирака Тарика Азиза. Напомним, что Иванов, в частности, указывал на то, что все большее число стран-членов ООН начинает соглашаться с идеей о необходимости снятия эмбарго с Ирака и проведения более мягкой политики в отношении этой страны. Основными же оппонентами такого подхода являются Соединенные Штаты и Великобритания, которые время от времени продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по территории Ирака в нарушение Устава ООН.
Однако самые последние события в Нью-Йорке показывают, что даже самые ярые критики иракского руководства - американцы - готовы прислушаться к здравым предложениям по решению иракской проблемы. В позиции Вашингтона произошло знаменательное изменение, свидетельствующее о смягчении линии по отношению к Багдаду. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, отвечая на вопросы журналистов после своего выступления с трибуны ООН, заявила, что Соединенные Штаты не будут использовать силу против Ирака с целью заставить его допустить на свою территорию группу инспекторов ООН по разоружению под руководством Ханса Бликса. Олбрайт повторила это дважды. Такая новость, как представляется, может претендовать на звание мини-сенсации, поскольку в принципе может обозначить смену политики США не только по отношению к Ираку, но и в целом к способам решения международных и региональных проблем конфликтного характера, к вопросу применения силы в широком контексте. Однако это лишь благие предположения, имеющие почвой под собой лишь одно единственное высказывание Олбрайт.
Впрочем, в любом случае эта перемена при всей ее положительной направленности - запоздалая. Месяцы абсолютно неоправданных бомбардировок Ирака не только привели к многочисленным человеческим жертвам и нанесли существенный урон и без того ослабленной санкциями экономике Ирака, но и фактически загнали иракское руководство в угол, вынудили его действовать неконструктивными методами, идти на конфронтационные шаги. Ведь решение Багдада не допускать ооновских инспекторов в Ирак во многом стало следствием чрезмерно жесткой политики Вашингтона.
Но лучше поздно, чем никогда. Согласно новому взгляду США - и весьма важно, что там теперь это признают, - использование или даже угроза применения силы подорвет усилия по сохранению международного консенсуса в вопросе необходимости разоружения Ирака. Американцы, вероятно, почувствовали, что им все труднее спорить с противниками санкций, коих только среди "пятерки" постоянных членов СБ ООН большинство - Россия, Китай, Франция. А потому им важно сохранить возможность согласованного давления на Багдад хотя бы по другим вопросам, главным из которых является допуск международных экспертов в Ирак.
Однако вместе с тем в Вашингтоне дают понять, что полной перемены курса не ожидается. Высокопоставленный анонимный представитель администрации США, высказывание которого приводит газета "Нью-Йорк таймс", заявил: "Это (высказывание Олбрайт. - Д.Г.) вовсе не означает, что мы не готовы действовать (силой. - Д.Г.), если вдруг получим доказательства, что он (Саддам Хусейн. - Д.Г.) пытается восстановить оружие массового уничтожения". Да и сама Олбрайт свои слова об отсутствии намерений применять силу предварила весьма критическими замечаниями в адрес Хусейна и его режима, призвав с трибуны ООН международное сообщество "противостоять кампании, начатой Багдадом против ООН и международного права".
Так что до окончательного решения проблемы все еще далеко, и позиции постоянных членов СБ ООН остаются по-прежнему разными, зачастую противоречащими друг другу.
И все эти противоречия еще раз проявились на последних встречах министров "пятерки" СБ и "восьмерки" в Нью-Йорке, в которых принимал участие Игорь Иванов.
Однако работой с коллегами по "восьмерке" и "пятерке" вчерашняя программа российского министра не ограничилась - он провел ряд двусторонних встреч с коллегами из Китая - Тан Цзясюанем, Великобритании - Робином Куком, "тройки" латиноамериканской группы РИО, главой МИД Кубы Фелипе Пересом, Нидерландов - Йоханом ван Аартсеном, ЮАР - Дламини-Зулой.
Кроме того, в стенах здания штаб-квартиры ООН произошло еще одно важное для России событие: Москва официально присоединилась к числу стран-участниц Международного уголовного суда. Игорь Иванов по поручению президента Владимира Путина в присутствии заместителя генсека ООН по правовым вопросам Корелла Ханса подписал вчера Римский статут Международного уголовного суда. Международный уголовный суд является постоянным судебным органом, призванным осуществлять правосудие от имени всего международного сообщества в отношении лиц, виновных в совершении самых тяжких международных преступлений. Суд, как это записано в Статуте, создается не для подмены национальных судебных систем, а как их дополнение в тех случаях, когда последние становятся неэффективными либо перестают существовать вообще. Статут суда разработан с участием России и принят Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в Риме 17 июля 1998 года. Практически же Международный уголовный суд будет учрежден после вступления Статута в силу, для чего требуется его ратификация как минимум в 60 странах. К завершившемуся в конце прошлой недели "Саммиту тысячелетия" в Нью-Йорке Статут подписали 97 государств, а ратифицировали всего 13. Напомним, что ярыми противниками Международного суда были Соединенные Штаты, опасающиеся, что их военнослужащие, часто совершающие тяжелые преступления в тех странах, где они служат на американских базах, - в том числе изнасилования и убийства, - будут попадать не под американское законодательство, а под международное. Сейчас же зачастую такие преступники-военнослужащие несут достаточно мягкое наказание.
Нью-Йорк