Сегодня в Газе должно состояться заседание Центрального совета Организации освобождения Палестины (ЦС ООП). Главной темой обсуждения, скорее всего очень бурного, станет вопрос о возможности переноса даты провозглашения независимого палестинского государства.
Как известно, до сих пор палестинцы четко склонялись к тому, чтобы провозгласить свое независимое государство 13 сентября, то есть уже в следующую среду, причем независимо от того, будет ли к тому моменту выработано соглашение об окончательном мирном урегулировании с Израилем или нет. Таково было решение ЦС ООП, заседавшего в начале июля в Газе.
По оценкам многих наблюдателей, на данный момент, то есть на утро 9 сентября, большинство из 128 членов Центрального совета склоняются к варианту о переносе срока, однако многое еще зависит от анализа участниками заседания результатов встреч Билла Клинтона с премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и руководителем Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом в Нью-Йорке во время "саммита тысячелетия", в рамках которого американская дипломатия в очередной раз предприняла серьезные усилия для возобновления израильско-палестинского диалога. Сегодня Арафат доложит об этих результатах участникам заседания.
Как указывают палестинцы, в случае, если доклад Арафата участников заседания обнадежит и если они решат, что дальнейшие переговоры с Израилем еще перспективны, дата провозглашения независимости будет перенесена. Новой датой скорее всего в таком случае может стать 15 ноября. Именно в этот день двенадцать лет назад Ясир Арафат, находившийся тогда в Алжире, впервые провозгласил создание Государства Палестина. Возможен также и другой вариант - отложить провозглашение до конца года.
Перспектива окончательного провала переговоров не выгодна никому. Ведь за провозглашением независимости в одностороннем порядке, согласно заявлениям, последуют жесткие шаги со стороны Израиля, которые вообще могут положить конец мирному процессу либо отбросить его на неопределенный срок. Как следствие таких шагов палестинцы также могут "пойти ва-банк" и объявить о новой массовой кампании неповиновения - Интифаде. Возможность подобного развития событий в последнее время все чаще упоминается в выступлениях отдельных палестинских лидеров, которые указывают, что, если ничего не удается добиться путем переговоров, "есть еще и другие аргументы".
Однако, как все понимают, такое развитие событий вряд ли способно привести к миру, а разве что может удовлетворить амбиции активистов радикальных палестинских организаций, укрепить их позиции. Ведь их руководители продолжают однозначно настаивать на дате 13 сентября, "и точка". О своем нежелании участвовать в заседании ЦС ООП в Газе заявили, например, лидеры движения ХАМАС. Оппозиция Ясиру Арафату при этом ссылается на то, что прогресса от израильско-палестинских переговоров, дескать, уже сейчас ждать бессмысленно, во всяком случае при выполнении обязательного для палестинцев условия - верности непреклонным позициям о будущем статусе Иерусалима и возвращении беженцев.
Многие наблюдатели уверены в том, что Ясир Арафат никогда не откажется от права палестинцев на восточные кварталы Иерусалима, тем более на Старый город, на Храмовую гору, где расположены святыни ислама - мечети Аль-Акса и Омара. Очередным доказательством этого стала встреча Арафата с президентом Клинтоном в Нью-Йорке, во время которой руководитель Палестинской национальной администрации категорически отклонил новое "компромиссное" американское предложение о разделе суверенитета над Старым городом Иерусалима. При этом Арафат заявил, что не может предать интересы арабской нации и продолжит от ее имени добиваться того, чтобы территория, на которой размещаются святыни ислама, перешла под палестинский суверенитет.
В этой позиции Арафата поддерживает весь арабский мир. Поэтому, согласно некоторым сообщениям, американцы пытаются сейчас "зайти с другого конца" - убедить уже арабских лидеров "благословить" предложения США по Иерусалиму. По некоторым сведениям, в последние двое суток президент Клинтон занимался в Нью-Йорке в основном тем, что встречался с арабскими президентами, королями и шейхами, уговаривая их "дать зеленый свет" Арафату на уступки.
Что же касается премьер-министра Израиля Эхуда Барака, то и он, судя по всему, лимит уступок в данном вопросе почти исчерпал. И без того Барак уже несколько месяцев подвергается мощному давлению со стороны правой оппозиции, стремящейся свалить его правительство, причем небезуспешно. От кабинета министров Барака уже, по сути дела, ничего не осталось. Все министры, за исключением тех, кто представляет его собственную партию "Авода", ушли в отставку. Причем в основной массе ушли именно в знак протеста против готовности премьер-министра пойти на слишком далеко идущие уступки палестинцам, опасные, по их мнению, для интересов безопасности Израиля. Вряд ли в таких условиях Барак осмелится удовлетворить твердую позицию Арафата. Кстати сказать, этого не могут не понимать и палестинцы.
Вопрос о возвращении палестинских беженцев также очень сложен для обеих сторон. Палестинцы указывают на право возвращения для всех беженцев, покинувших родные места в связи с военными действиями. Многие из этих людей, в прошлом проживавших в Хайфе, Акко, других ныне израильских городах, продолжают влачить жалкое существование в лагерях для беженцев в соседних арабских странах.
Израильтяне в ответ указывают, что возвращение сотен тысяч арабов, тем более настроенных враждебно к ним, в границы нынешнего еврейского государства может означать только одно - угрозу самому существованию этого государства.
Палестинцам такое согласие показалось "недостаточным", а израильтянам из правого лагеря - "слишком опасным". Например, придерживающиеся правых взглядов израильтяне - выходцы из бывшего СССР, вспомнили в этой связи собственное недавнее прошлое - как им удавалось "обманывать" власти в Москве, получая из Израиля вызовы от несуществующих родственников. Что будет, спрашивают они, если к такой же тактике теперь прибегнут палестинцы?
Конечно, с одной стороны, Барак и Арафат пошли на "недопустимые уступки", но они не могут не понимать, что сегодняшний момент может быть уже последним, когда еще что-то можно решить в условиях нынешней, в основе своей очень благоприятной для мирного процесса, расстановки сил - в США, Израиле и Палестинской автономии. Ведь будущее "туманно".
Тем не менее мирный процесс продолжается. Так, государственный секретарь США Мадлен Олбрайт указала в Нью-Йорке, что, несмотря на все неудачи, американцы вовсе не прекращают своей посреднической миссии на израильско-палестинских переговорах, а президент Клинтон намерен и дальше оказывать содействие и помощь в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке. То есть новый трехсторонний саммит еще возможен, и если он все-таки состоится, то в ближайшее же время.
Наблюдатели не исключают, что к этому процессу все более активно подключится и другой коспонсор ближневосточного мирного урегулирования - Россия. Во всяком случае, президент России Владимир Путин провел на "саммите тысячелетия" в Нью-Йорке встречи и с Эхудом Бараком и с Ясиром Арафатом, указав при этом, что Москва намерена по-прежнему активно содействовать ближневосточному мирному урегулированию и достижению договоренности между Израилем и Палестиной. Россия, указал в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, рассчитывает, что переговоры будут продолжены и позволят выйти на устраивающие обе стороны решения - с одной стороны, будет реализовано право палестинского народа на государственность, с другой - установится прочный мир между Израилем и Палестиной.
Тель-Авив