0
676
Газета В мире Интернет-версия

05.09.2000 00:00:00

Канцлер не прочь сбыть плутониевый завод

Тэги: шредер, триттин, зеленые, сименс


Партия "зеленых", участвующая на коалиционной основе в кабинете федерального канцлера Герхарда Шредера, переживает непростые времена. Ей то и дело приходится разрываться на части между желанием пребывать в правительстве и одновременно "не поступаться принципами". При этом, как правило, верх берет первое. Что же касается принципов, то пацифистская в своей первооснове партия пошла на великий грех соучастия Германии в натовской войне против Югославии, согласилась с рядом компромиссов в экологической сфере, в том числе в фундаментальном для нее вопросе ликвидации атомной энергетики. Все это отразилось в ее неудачах на ряде земельных выборов. Видимо, опасаясь дальнейшей потери лица, некоторые лидеры "зеленых" всячески стараются сейчас по поводу и без повода доказывать избирателям свою первозданную правоверность. В том числе, как ни удивительно, и громкой словесной оппозицией одному из возможных проектов российско-германского сотрудничества.

Речь идет о заводе концерна "Сименс" по переработке плутония в топливо для мирных АЭС. Предприятие стоимостью в 1,4 миллиарда марок было построено десять лет назад в городе Ханау, что близ Франкфурта-на-Майне. Однако с тех пор оно так и стоит без дела, потому что на его производство был наложен запрет благодаря энергичным стараниям тогдашнего гессенского министра по экологии, а ныне главы германской дипломатии Йошки Фишера.

Некоторое время назад у немецкой стороны поэтому родилась идея передать все равно не используемый завод России. С одной стороны, это должно содействовать решению проблемы утилизации ее отходов оружейного плутония, возрастающих по мере договорного сокращения Россией и США стратегических ядерных арсеналов; с другой - предупреждению ожидаемого в обозримом будущем дефицита на топливо в виде плутониевых стержней для атомных электростанций, в том числе ряда западных и азиатских стран. Идея получила поддержку в рамках индустриальной "восьмерки" как проект, не вызывающий политических сомнений.

Но в основном это вопрос серьезный не столь в политическом, сколь в экономическом и техническом аспектах. Тем не менее некоторые "зеленые" деятели решили использовать его в своей политике. Один из представителей этой партии Хартвиг Бергер призвал на днях министра иностранных дел Фишера воспрепятствовать выдаче экспортной лицензии на поставку оборудования с завода в Ханау в Россию. "Мы ожидаем,- заявил он, - что федеральное правительство отвергнет этот гешефт". Одновременно выдвигается требование не предоставлять никаких государственных финансовых гарантий концерну "Сименс" по этому проекту. Сторонники "зеленых" бьют тревогу, называя топливо для АЭС из переработанного оружейного плутония опасным, поскольку оно якобы снова может быть использовано в военных целях. А федеральный министр по вопросам окружающей среды Юрген Триттин ("зеленые") выразил "сомнение", что западные АЭС вообще станут покупать российское плутониевое топливо, как бы советуя Москве не питать надежд на заработки от таких поставок.

Вопреки очередным критическим претензиями младших партнеров по правящей коалиции федеральный канцлер Шредер на днях вновь поддержал идею "перебазирования" завода в Ханау. Он подчеркнул, что такой проект ни в коей мере не противоречит оборонным или внешнеполитическим интересам Германии, что главное. Пикантность этой актуальной истории придает фигура министра иностранных дел Фишера, который в свое время заваривал всю эту кашу вокруг завода в Ханау. По логике вещей он и сейчас должен считать такое производство экологически неприемлемым для своей страны, но хитро помалкивает, когда это связано с другой. Но еще более странно то, что министр спокойно внимает порой развязной, а главное, необоснованной риторике своих соратников, затрагивающей российско-германские отношения, а в них и непосредственно российский адрес. При этом они используют даже такие несчастья, как гибель "Курска" и пожар в Останкино, заявляя, что после этого России "нельзя доверять" такие дела, как переработку плутониевых отходов.

Как известно, проект, связанный с заводом в Ханау, рассматривался на июньском российско-германском саммите в Берлине сугубо предварительно, лишь как одна из прикидок делового партнерства, которое обе стороны намерены активизировать. Известно также, что вопросы сотрудничества в области атомной энергетики и ядерных технологий относятся к сложнейшим, требуют тщательнейшей проработки. Согласно источникам "НГ", соответствующие российские ведомства этим сейчас как раз и занимаются. И пока еще далеко не факт, что немецкое оборудование, настроенное в Ханау на французскую технологию, сможет быть использовано в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
674
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2405
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1603
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1228

Другие новости