ПАЛАТА депутатов Берлина голосами членов фракций СДПГ, "зеленых" и ПДС выступила недавно за то, чтобы вернуть звание почетного гражданина Берлина первому советскому коменданту города генерал-полковнику Николаю Берзарину. Это звание было присвоено ему в 1975-м и отменено в 1992 году городским парламентом на основании якобы факта участия Берзарина в процессе депортации десятков тысяч прибалтов во время вступления советских войск в Латвию, Литву и Эстонию в 1940 году. Историкам до сих пор так и не удалось доказать это, тем не менее парламентариям вполне хватило аргументов для своего решения.
В последующие годы власти берлинского района Фридрихсхайн, представители общественных организаций, прежде всего в лице ПДС, при поддержке посольства России, выступали за то, чтобы Берзарину было возвращено звание почетного гражданина города. Решение палаты депутатов Берлина - первый шаг в этом направлении, хотя за этим должно последовать еще решение сената - верхней палаты берлинского парламента. И все же этот факт выглядит весьма отрадно на фоне непрекращающихся попыток как местных властей, так и отдельных политиков стереть память о пребывании советских солдат в Берлине, обо всем хорошем, что было сделано ими для жителей поверженной столицы рейха.
Именно так следует расценивать недавнюю инициативу фракции ХДС в палате депутатов Потсдама снять установленную в 60-е годы по решению властей ГДР на ограде дворцово-паркового комплекса Сан-Суси мемориальную доску со словами благодарности советским воинам, спасшим уникальную жемчужину мировой архитектуры от тотального уничтожения. Тогда войскам Советской армии, штурмовавшим Потсдам, было приказано бережно обращаться с памятниками культуры. Позднее наши военные строители участвовали в восстановлении дворцового комплекса, разрушенного вместе со всем историческим центром города в результате авианалетов американцев и англичан.
Из Парка космонавтов в берлинском районе Трептов удалены скульптуры Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Валерия Быковского и Зигмунда Йена. Чем уж не угодил властям города первый человек планеты, полетевший в космос, или первый германский космонавт - остается только догадываться. Сейчас эти скульптуры находятся на складе "Собрания произведений искусства ГДР" в городе Беесков, недалеко от Берлина. Перестал существовать Литературно-мемориальный музей классика мировой литературы Максима Горького в Бад-Саарове, а вся его экспозиция помещена на складе городской общины.
Отдадим немцам должное - в принципе они не имеют ничего против культурного присутствия России в своей стране. В последние годы не без активного участия российского посольства было сделано много для увековечения памяти великих граждан России, жизнь которых была тесно связана с Германией. Самый свежий тому пример - готовящееся открытие памятника Ивану Тургеневу в Баден-Бадене.
Тем большим диссонансом выглядят попытки некоторых органов власти земельного и городского уровней снести "неудобные" памятники и вымарать из памяти имена исторических персонажей. Но историю таким образом не изменить, даже если у кого-то возникают сомнения в исторической значимости и заслугах того или иного деятеля.
В частности, в России очень неоднозначно оценивают деятельность многих немцев, бывших на государственной службе при российском императорском дворе, но никому не приходит в голову вычеркивать их имена из отечественной истории. Более того, в Москве на октябрь 2000 года намечено открытие выставки, посвященной жизни и деятельности видного российского дипломата германского происхождения Андрея Остермана, даже несмотря на противоречивость и сложность этой фигуры.
В это же время в Малом Манеже намечено открыть выставку о роли немцев в российской промышленности и бизнесе. Прошла презентация первого тома фундаментальной энциклопедии "Немцы в России", в работе над которой приняли участие более 500 авторов и главным принципом которой стала объективная и беспристрастная панорама событий, даже несмотря на то что некоторые из страниц российской истории, связанные с немцами, не совсем приятны для россиян.
История все равно все расставит по своим местам, а мелкая политическая возня не добавит славы тем, кто предпочитает сражаться с бессловесными памятниками.