За последние десять лет Вьетнам вышел на второе место в мире по экспорту риса.
Фото из журнала "Фар истерн экономик ревью"
ПРОИЗОШЛО не очень замеченное кем-то, кроме специалистов, событие - с прошлого месяца Вьетнам стал председателем Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Этот пост означает немало: кроме того что в Ханое пройдет через год очередная "асеановская неделя" - серия министерских встреч 22 стран АТР, в том числе России, Вьетнам вдобавок будет координировать экономические и политические планы совместных действий 10 стран региона. То есть будет первым среди равных в стратегически важной группировке партнеров России в АТР.
Некая ирония истории в этом есть. Победа Северного Вьетнама в войне с США, во время которой Советский Союз направил СРВ гигантскую по своим масштабам военно-техническую и экономическую помощь, и последовавшее объединение Вьетнама в 1975 году утвердили позиции СССР в Юго-Восточной Азии и позволили Союзу развернуть одну из немногих "дальних" военных баз - базу ВМФ в Камрани, надолго сделав советское присутствие важнейшим фактором регионального политического климата в ЮВА. В те времена, как и сегодня, регион входил в сферу жизненно важных интересов США и Китая. Присутствие здесь, с точки зрения тогдашней роли и международных обязательств СССР, было совершенно необходимо.
В период с 18 июля 1955 года, когда было подписано первое Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве СССР и СРВ, и вплоть до начала 90-х годов Советский Союз оказывал Ханою безвозмездную помощь и предоставлял льготные кредиты, строил объекты под ключ, направлял тысячи специалистов в Северный, а потом и единый Вьетнам, где готовил в массовом порядке вьетнамские гражданские и военные кадры. За почти сорок лет во Вьетнаме были построены тяжелая промышленность (более трехсот предприятий гидро- и теплоэнергетики, нефтедобычи, химической промышленности, заводов по производству стройматериалов, предприятий транспорта и пищевой промышленности) и экономическая инфраструктура, включающая современные дороги и мосты, коммуникации, средства связи, которых никогда ранее в этой стране не было. Советский Союз не выступал здесь абстрактным альтруистом. Помогая друзьям, мы расширяли и свои собственные позиции на этом участке карты мира.
В начале 90-х годов мы из Вьетнама ушли. Были прекращены командировки специалистов народного хозяйства, оставлены недостроенными промышленные предприятия и другие объекты, прекращены дотации на обучение в России вьетнамских специалистов. России было в течение многих лет не до глобальной политики и присутствия в ЮВА, ее внешнеэкономические связи фокусировались в основном на западном направлении. После того как была прекращена помощь, никакого переходного периода от братских социалистических до рыночно-капиталистических отношeний никому предоставлено не было, и вьетнамская экономика, в течение десятков лет последовательно интегрировавшаяся в систему СЭВ и ориентированная на международное разделение труда в рамках соцлагеря, оказалась внезапно один на один с "тиграми" ЮВА: Сингапуром, Гонконгом, Таиландом.
К чести вьетнамцев следует сказать, что к нашим проблемам они отнеслись с пониманием, Россию не возненавидели, а наоборот - сохранили к ней глубокие и теплые чувства. Недаром именно вьетнамская гражданка выиграла в прошлом году международную Пушкинскую олимпиаду в Москвe, оставив позади пушкинистов из пятидесяти трех стран. Мало где в странах бывшего соцлагеря можно встретить людей, которые в двухтысячном году пишут по-русски стихи и слагают песни на нашем языке с неменьшим чувством и вдохновением, чем в 1975 году. Во Вьетнаме таких и сегодня десятки.
Однако помимо эмоциональной сферы взаимоотношений Вьетнам начала третьего тысячелетия представляет для России экономический и стратегический интерес более значительный, чем когда-либо в прошлом.
Оставшись без советской поддержки, Вьетнам был вынужден полностью перестроить свою экономику. В результате при полном сохранении социалистической надстройки и однопартийной системы за последние десять лет страна вышла на второе место в мире по экспорту риса после Таиланда, увеличила в десятки раз товарооборот с соседними странами, с Западной Европой, установила торговые связи с африканскими и латиноамериканскими странами. В 1994 году Вьетнам первым из государств Индокитая вступил в АСЕАН и немедленно занял в региональном альянсе весьма уважаемое место. Сегодня, когда Индонезия, многие годы наряду с Таиландом претендовавшая на фактическое лидерство в АСЕАН, надолго выбита из колеи экономическим и политическим кризисом, многие рассматривают Вьетнам как формирующийся новый полюс влияния в региональной группе - даже несмотря на серьезное замедление темпов экономического роста в последние четыре года.
Последовательно проводимая политика нормализации отношений с США и КНР также принесла значительные результаты. Урегулирована большая часть территориальных проблем с Китаем, многие годы активно развиваются и экономические связи с КНР. А 13 июля этого года подписано торговое соглашение с США, которое в случае его ратификации конгрессом и вьетнамской Национальной ассамблеей окажет серьезнейшее влияние на дальнейшее развитие экономики страны.
Сегодня внешнеэкономические связи Вьетнама широки и разнообразны. По товарообороту первое место занимают страны Азии (общий товарооборот - 7 млрд. долл.) - Япония, страны АСЕАН, Южная Корея, Тайвань и КНР. Второе - страны Европы (общий товарооборот - 3 млрд. долл.). Страны Северной и Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Канада, США) на третьем месте с общим товарооборотом в 630 млн. долл., за ними следуют страны Африки, Среднего и Ближнего Востока (300 млн. долл. США). На последнем месте - Россия и страны СНГ (69,5 млн. долл.).
Крупнейшие зарубежные инвесторы во вьетнамскую экономику сегодня - Сингапур (257 инвестиционных объектов, объем инвестиций - 7,1 млрд. долл.), Тайвань и Япония. Россия занимает шестое место после Вирджинских островов и Гонконга, работая на 30 объектах общим объемом 1,5 млрд. долл.
На первый взгляд, если сравнивать российско-вьетнамские экономические отношения советского периода с нынешними, картина получается очень печальная. Однако, как ни важно значение исторического фона для понимания сегодняшних российских интересов во Вьетнаме и ЮВА, такое сравнение было бы неправомочно. Если экономические отношения советского периода строились во многом как следствие отношений политических и военно-стратегических, то начиная с 1990-1991 годов наши страны вступили в период совершенно новых экономических отношений, основанных на соображениях взаимной выгоды.
Немаловажно, что успешная экономическая адаптация Вьетнама к условиям рыночной экономики и привлечение им большого количества иностранных инвестиций во многом обусловлены именно существованием здесь промышленности, инфраструктуры и квалифицированных кадров, появившихся в результате многолетней помощи СССР. Иностранные инвесторы не делают секрета из того, что именно этими благоприятными условиями привлекает их сегодняшний Вьетнам.
В российской орбите на сегодня фактически остались лишь несколько отраслей народного хозяйства. Главная из них - нефтедобыча и нефтепереработка. Совместное государственное предприятие "Вьетсовпетро", в котором 50-процентным партнером с российской стороны выступает государственное унитарное предприятие "Зарубежнефть", окупило себя еще в 1993 году. Добывая на сегодня более 12 млн. тонн нефти в год, "Вьетсовпетро" входит в десятку наиболее эффективных нефтяных компаний в мире и ежегодно вносит в госбюджет России более 220 млн. долл.. С участием той же "Зарубежнефти" и других российских предприятий начаты работы по созданию еще одного крупного СП: нефтеперерабатывающего завода мощностью 6,5 млн. тонн в год. Идут переговоры с участием "Газпрома" о развитии добычи во Вьетнаме природного газа.
Пока еще прочно связаны с Россией промышленность и транспорт, требующие постоянных поставок машин, оборудования и запасных частей. Однако в связи с отсутствием свободных средств у обеих сторон, неохотным кредитованием банками сделок российских предприятий по готовой продукции и многолетним всеобщим устремлением российской экономики на Запад ситуация здесь развивается не всегда в нашу пользу. Во многих случаях вьетнамские предприятия выбирают путь модернизации на базе поставляемой по кредитам западной или японской техники. Пока существующий парк машин российского производства еще не полностью пришел в негодность, у российской промышленности есть шанс остаться на рынке и реализовывать продукцию, которая гораздо менее конкурентоспособна на Западе, чем во Вьетнаме и других странах Азии. Сегодня видно невооруженным глазом, что через пять-десять лет техническая база промышленности и транспорта настолько изменится, что российские поставки потеряют всякую актуальность.
Важнейшей отраслью сотрудничества остается оборона. Россия - по-прежнему крупнейший поставщик вооружений и техники. Вьетнам в последние годы сократил свои вооруженные силы, однако он и сегодня остается наряду с Таиландом, Индонезией, Малайзией и Филиппинами крупной военной силой в АСЕАН. Технически в отличие от этих стран - давних партнеров США - обороноспособность Вьетнама базируется на советско-российском оружии. Компания "Росвооружение" обслуживает львиную долю поставок. Однако и на этой, такой традиционной и стабильной, отрасли сотрудничества сказывается ограниченность денежных средств у вьетнамской стороны. В то же время Россия обладает вооружениями, которые для ее собственных ВС уже устарели и которые Вьетнам с удовольствием приобрел бы на условиях кредита. Однако кредитование и передача образцов устаревшей, но все еще новой и пригодной к использованию развивающимися странами техники - вне сферы интересов "Росвооружения". Это больше вопрос государственной политики на уровне министерств обороны.
За десять последних лет увеличился и товарооборот на уровне средних и мелких частных предприятий двух стран. В Россию поставляются продукты питания (рис, чай, мороженая свинина, специи), продукция текстильного производства. Из России идут запчасти к автомобильной технике и мотоциклам, станкам и оборудованию, минеральные удобрения. Часть поставок осуществляется в счет погашения государственного долга Вьетнама СССР и России. Эта сфера деятельности может быть расширена после решения Межправительственной комиссии по экономическим связям о пересчете долга из переводных рублей в доллары США, которое должно состояться в ближайшее время.
Основные проблемы на уровне среднего и мелкого бизнеса те же: недостаток кредитования и страхования сделок, отсутствие оборотных средств. К этому добавляется и доля взаимного недоверия: с обеих сторон часты случаи недобросовестности и неорганизованности в ведении деловых отношений, часто недопустимо низок профессионализм партнеров с обеих сторон. Иногда сделки заключаются бизнесменами, не знакомыми с местными условиями и законодательством, и фатальные ошибки оказываются изначально заложенными в контракты. Значительное количество таких проблемных сделок заключается "мимо" торгового представительства РФ в Ханое, которое укомплектовано опытными и знающими специалистами и могло бы эффективно защитить интересы российского партнера. Вьетнамские же государственные и частные организации по-прежнему предпочитают иметь дело с торгпредством и государственными контрагентами в России или с проверенными давними партнерами. Кто виноват? Высокие российские налоги и импортные пошлины, которые отталкивают частный российский бизнес "в тень" - подальше от собственных государственных структур за рубежом, заставляют искать обходные пути.
Сотрудничество в области фундаментальной и прикладной науки в 90-е годы значительно сократилось. Однако тот факт, что огромное большинство вьетнамских ученых получили образованиe и ученые степени в СССР и России, способствует сохранению научных связей и в условиях недостаточного финансирования.
Не вызывает сомнения: экономические связи с Вьетнамом представляют для России явный и немалый интерес, который реализуется далеко не полностью. В то же время среди сложностей, препятствующих оптимальной реализации этого интереса, нет ни одной, которая не могла бы быть преодолена решительным усилением внимания к Вьетнаму со стороны российских государственных и частных организаций и предприятий. Политическая и дипломатическая база для взаимного обеспечeния как экономических, так и политико-стратегических интересов России и Вьетнама на сегодня существует солидная. Частый и плодотворный обмен делегациями высокого уровня, совместные усилия в международных организациях, культурные и человеческие контакты, высокий процент выпускников российских вузов среди вьетнамского руководства - все это достаточно прочный фундамент для дальнейшего развития отношений.
В 2000 году заканчивается вьетнамская пятилетка и страна переходит к принципиально новой десятилетней программе модернизации и индустриализации. Вероятны серьезные изменения в экономическом, налоговом и инвестиционном законодательстве, которые должны стать базой для ускоренного экономического развития. Россия на сегодня пока еще естественный и предпочтительный зарубежный партнер. Исходя из политико-стратегической важности Вьетнама в ЮВА России было бы обидно упускать этот шанс.
Ханой