ВЫДВИНУВ Джозефа Либермана, сенатора штата Коннектикут, кандидатом в вице-президенты от демократической партии, Альберт Гор сделал весьма нетрадиционный ход накануне открывшегося вчера в Лос-Анджелесе съезда партии демократов. Съезд, который начался в окружении массы протестующих всех мастей и направлений, должен утвердить кандидатуру Гора на ноябрьских выборах. В принципе Либерман выгоден Гору по нескольким причинам: во-первых, он представитель еврейской общины - очень влиятельной в стране, во-вторых, он во всеуслышание критиковал Билла Клинтона за его связь с Моникой Левински, в-третьих, Гору надо было любым способом привлечь внимание к своей партии.
Советники Гора понимали, что в сложившейся ситуации, далеко не благоприятной для демократов, накануне их съезда, когда рейтинг Гора стремительно падал, необходимо сделать решительный шаг. Это удалось. Выбор Гора явно не был воспринят равнодушно. В США вновь заговорили о меньшинствах. На этот раз - о религиозных и национальных.
Если Гор будет избран президентом, то Либерман станет первым вице-президентом еврейской национальности и к тому же - ортодоксальным иудеем. Вопрос религиозной принадлежности президентов не обсуждался в ходе предвыборных кампаний с тех пор, как был избран католик Джон Кеннеди. К слову, сам Гор - баптист. В принципе для американцев религиозная принадлежность не играет особой роли. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного Институтом Гэллапа, 94% американцев при выборе не будут руководствоваться вероисповеданием кандидата. 92% избирателей проголосовали бы за претендента - еврея.
Выбором Гора, естественно, довольны в Израиле. По словам депутата Кнессета Моше Аренса, Либерман является "большим другом Израиля". Палестинцы прореагировали довольно спокойно. Представитель палестинской национальной администрации сказал: "Мы надеемся, что Гор и Либерман в случае избрания будут непредвзято относиться к обеим сторонам израильско-палестинского мирного процесса". Сам Либерман в интервью телекомпании Си-эн-эн, отвечая на вопрос о том, будет ли он руководствоваться прежде всего интересами Израиля в арабо-израильских конфликтах, заявил, что когда он был сенатором от Коннектикута, у него сложились "тесные отношения со многими арабскими лидерами, в том числе с палестинским лидером Ясиром Арафатом".
Возможно, при помощи Либермана с его "абсолютным морализмом" Гор сможет завоевать дополнительные голоса, прежде всего независимых избирателей. Он также может отобрать голоса лидера "зеленых" Ралфа Найдера, а быть может, и у республиканцев. Сейчас, после съезда республиканцев, Буш опережает кандидата от демократической партии на 14 пунктов, при этом лагерь республиканцев более консолидирован: из традиционно республиканского электората Буша собираются поддержать на выборах 92%, а из традиционно голосующих за демократов отдать предпочтение Гору готовы пока лишь 73%.
В последнее время в СМИ США появилось новое словосочетание - "усталость от Клинтона". Звучит почти как термин из курса психологии. Выбор демократами "моралиста" Либермана в данной ситуации играет явно против республиканцев: ведь те любят критиковать Клинтона прежде всего за его "аморальное поведение". Теперь, когда демократы приняли в свой лагерь человека, критиковавшего эту далеко не блестящую страницу из биографии президента США, у республиканцев остается меньше поля для критики. Дело в том, что во время сексуального скандала Клинтона и угрозы вынесения ему импичмента Либерман был в числе критиков президента. И это несмотря на то, что они знакомы уже тридцать лет. Еще в 1970-е годы Клинтон, будучи студентом Йельского университета, работал в предвыборном штабе Либермана, когда тот баллотировался на пост сенатора штата Коннектикут.
"Эти выборы - борьба тех, кто завоюет среднюю Америку", - сказал представитель демократической партии в конгрессе Томас Дэшл. Именно поэтому демократы уже не хотят быть просто демократами, а республиканцы традиционными республиканцами. Либерман не является исключением: с традиционных демократических позиций он выступает за сохранение права женщин на аборт, контроль над продажей и ношением оружия, повышение налогов, в то же время он более консервативен по сравнению с подавляющим большинством демократов по вопросам внешней политики и обороны.
Он явно расходится с Гором по целому ряду ключевых вопросов предвыборной кампании. Во-первых, вопрос образования. Еще несколько месяцев назад Либерман говорил о необходимости введения "ваучеров на обучение", а также выступал за приватизацию социального сектора. В этом его позиция почти полностью совпадает с республиканской. То же касается и вопросов обороны: здесь Либерман выступает за увеличение расходов. В вопросах внешней политики Либермана называют "самым консервативным демократом". Будучи сенатором, он поддерживал программу создания НПРО, постоянно голосовал против сокращения расходов Пентагона, поддерживал подписание Договора СНВ-2 и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и испытаний химического оружия. Во время президентства Буша-старшего Либерман поддержал войну против Ирака. Выступал он и за военные акции США и Великобритании против Ирака в 1998 году и НАТО против Югославии в 1999-м. Республиканец Ари Флейшер сказал: "Гор выбрал человека, чьи позиции более близки к губернатору Бушу, чем к нему самому".
Как воспримут выбор Гора, было ясно заранее. Чего не скажешь о выборе Бушем кандидатуры Чейни на пост вице-президента - ведь вполне очевидно, что в США найдется немало противников бывшего министра обороны. Многие аналитики полагают, что выбор кандидатур вице-президента не будет играть решающей роли на выборах. Быть может, это и так. Однако достаточно сравнить двух кандидатов от демократической и от республиканской партии, чтобы понять, что демократы и здесь далеко не в выигрыше. У Чейни по сравнению с Либерманом более внушительный послужной список. Политическую карьеру Чейни начал еще при Никсоне, при президенте Форде стал самым молодым в истории Белого дома руководителем аппарата администрации. Затем он был избран конгрессменом от Вайоминга. Во время президентства Рейгана поддержал программу "звездных войн" и встал на сторону администрации во время скандала "Иран-контрас". В администрации Буша-старшего занимал пост министра обороны США. В послужном списке Либермана только две высокие должности: в семидесятые годы он занимал пост сенатора от штата Коннектикут, затем - пост генерального прокурора штата, с 1988-го по настоящее время является сенатором от штата Коннектикут. На посту генерального прокурора он активно занимался вопросами прав потребителей, а на посту сенатора ставит вопросы окружающей среды, образования, обороны, экономического развития. С 1998 года Либерман ведет активную кампанию против видео-, аудио- и телепродукции порнографического характера и содержащей сцены насилия.
Остановив свой выбор на Либермане, Гор действовал так, чтобы "номер два" не затмил его самого (это естественно, особенно после того, как Гор сам в течение долгих лет оставался в тени Клинтона). В то же время Либерман полностью соответствует требованиям, предъявляемым Гором к вице-президенту - "обладает достаточным опытом". Когда Либерман узнал о решении Гора, он сказал: "Чудеса случаются".