Пока в правительстве решают, что делать с националистами, фашиствующая молодежь устраивает погромы на улицах городов Германии.
Фото АП
ВЗРЫВ бомбы на прошлой неделе в Дюссельдорфе всколыхнул Германию - серьезно пострадали десять иммигрантов, в том числе семь евреев - выходцев из бывшего СССР. В минувший уик-энд в стране прошла многотысячная демонстрация протеста против неонацизма, проявления которого становятся все явственней. В самом деле, казалось бы, разрозненные факты - хулиганские вылазки экстремистов, погромы жилищ иммигрантов, манифестации бритоголовых, росписи стен свастикой, - взятые вместе, вырисовывают тревожную картину нагнетания ультраправых настроений в Германии. Последние опросы свидетельствуют о сильной озабоченности немцев этим явлением: 80% граждан страны заявили, что самым серьезным образом опасаются возрождения нацистской угрозы.
Если оперировать цифровыми показателями, то для 80-миллионой страны 50 тысяч крайне правых всех мастей и направлений - это, конечно же, число ничтожное. Согласно опросам, их поддерживают не более 3% населения и до 5% в бывшей ГДР. Тем не менее присутствие экстремистов ощущается постоянно: они хорошо организованы, активны, ведут пропаганду своих идей, имеют состоятельных спонсоров и так или иначе практически ежедневно напоминают о себе. Достаточно сказать, что за последние годы совершено сто убийств на расистской почве и около четырех тысяч нападений и поджогов. И что самое настораживающее - пополняются их ряды, все больше втягивается молодежи. Следует признать, что пропаганда ксенофобии не проходит бесследно для современного немецкого общества... В стане ультраправых сил лидирует Национал-демократическая партия (НДП) неонацистского толка, насчитывающая около 6 тысяч членов, вокруг которой сейчас группируется несколько подобных организаций с меньшим числом участников.
В эти дни под напором возмущенного общественного мнения в правительстве ФРГ идут бурные дебаты на предмет того, как быть дальше в отношении НДП, как к ней относиться. Влиятельная фигура - министр иностранных дел Йошка Фишер категоричен: "До каких пор мы будем закрывать глаза на явную угрозу экстремистов? Терпимость в отношении неонацистской партии должна быть нулевой - ее следует запретить". Баварский министр внутренних дел Гюнтер Бекштайн, предлагая безотлагательно запретить эту партию через Конституционный суд, приводит такие аргументы: лидеры НДП были в прошлом членами запрещенных в связи с их преступной деятельностью организаций, и эта партия уже сейчас открыто применяет насилие и угрозы. По его мнению, этого вполне достаточно, чтобы наложить на НДП запрет.
Однако далеко не все в правительственных сферах разделяют столь радикальный подход к НДП. Обращается внимание на то, что, будучи созданной в 1964 году, эта партия не представлена ни в одном центральном или местном выборном органе власти. Поэтому, мол, она не так уж и страшна. Сдержанно к идее запрета относится федеральный министр внутренних дел Отто Шили. Возражения на этот счет в целом сводятся к тому, что если сегодня запретить НДП, то назавтра она неминуемо будет зарегистрирована под иным названием и ее придется запрещать снова и снова. К тому же по закону запрет может быть наложен лишь в том случае, если будет доказано, что организация посягает на демократические основы Федеративной Германии. "Так что, - считает председатель конференции министров внутренних дел федеральных земель Фриц Бехерис, - нет твердой уверенности, что Конституционный суд найдет достаточно оснований для запрещения деятельности НДП. Если же эта авторитетная инстанция отклонит требование о запрещении НДП, то она в результате этого значительно усилится, наберет очки, прибавит симпатий".
Таков расклад на сегодняшний день. Неонацисты ловко используют в своих интересах эту заминку и разнобой мнений в правительственных кругах, продолжая свою репрессивную деятельность в отношении иммигрантов, проживающих в Германии евреев. Руководитель Ведомства по охране Конституции, находящегося в системе спецслужб, Хейнц Фроми констатирует: "В стране действуют группы особого назначения, составляющие списки людей с еврейскими фамилиями и их адресами и совершающие покушения на них..." Председатель Центрального еврейского совета в Германии Пауль Шпигель заявил на днях в Берлине по этому поводу следующее: "В том случае если обстановка в Германии станет угрожающей для жизни евреев, то тогда без всяких сомнений и колебаний обратимся ко всем 85 тысячам членов нашей общины с призывом покинуть эту страну... В отношении будущего евреев в Германии я сегодня настроен более пессимистично, чем год назад. Повсеместно мы получаем письменные угрозы, нас осыпают оскорблениями, оскверняют кладбища"...
Кельн