Горан Матич.
Фото автора
НЕДАВНО министр информации СРЮ Горан Матич сделал заявление о задержании на сербско-черногорской границе четырех граждан Нидерландов, подозреваемых в подготовке покушения на президента СРЮ Слободана Милошевича, что вызвало чуть ли не панику в голландском внешнеполитическом ведомстве. Через несколько дней, в минувший четверг, на той же границе были задержаны опять-таки четверо, но уже британских вооруженных подданных, которым инкриминируется ведение шпионской деятельности на территории СРЮ. Чем вызвано ужесточение контроля со стороны югославских властей: реальным положением вещей или же желанием продемонстрировать в действии антитеррористический закон, впрочем, так и не принятый Союзной скупщиной более месяца назад. Союзный министр любезно согласился ответить корреспонденту "НГ" на этот и другие вопросы.
- Господин Матич, как вы определяете политику Югославии сегодня?
- Наша внутренняя и внешняя политика во многом определяется ситуацией, которая сложилась в стране после натовской агрессии: нарушение резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, массовый исход сербов из Косово. На внутреннюю и внешнюю политику нашей страны пытаются воздействовать при помощи так называемых параорганизаций, то есть неформальных структур, которые осуществляют давление экономическими, политическими и военными средствами. Их цель - внутренняя дестабилизация ситуации в Югославии. Сначала это шло через определенные СМИ, а сейчас приобрело формы открытой подрывной деятельности. Поэтому мы и подготовили антитеррористический закон, который призван преградить пути всякого рода подрывной деятельности.
- Каковы механизмы применения этого закона?
- Это касается прежде всего предотвращения политически мотивированных убийств и устрашения некоторых, я подчеркиваю - некоторых, оппозиционных сил, таких, как организация "Отпор", которая выступает с фашистскими символами и методами работы. Убит министр обороны, председатель исполнительного вече Воеводины, директор государственной авиакомпании и целый ряд других известных людей. Политический терроризм стал одним из средств борьбы против правительства. В случае убийства помощника черногорского президента Зорана Жугича Министерство информации получило пленки с записями разговоров, подтверждающие причастность к этому убийству ЦРУ. Одна из целей нового закона - борьба с сербами, которые незаконно сотрудничают с иностранной разведкой. Он урегулирует эти вопросы и введет новые меры наказания.
- То есть закон направлен прежде всего против политического терроризма, а не терроризма, который, скажем, имеет место в Косово?
- В Косово мы имеем дело не с терроризмом, а с этнической чисткой и военными преступлениями. Впрочем, это можно назвать этническим терроризмом, развязанным против неалбанского населения. Другое дело - подрывная деятельность, которую ведут расположенные в Косово и в других районах Сербии и Югославии так называемые гуманитарные организации. На деле эти организации занимаются разведывательной деятельностью. Это характерно не только для Югославии, но и для других районов, охваченных территориальными, религиозными и другими конфликтами. Россия в Чечне тоже имела дело с попыткой западных спецслужб работать под прикрытием гуманитарных организаций. Представьте, что только в 1998 году на территории Югославии находилось 230 гуманитарных организаций. С другой стороны, нам не нужна гуманитарная помощь, потому что Югославия сама в состоянии накормить своих граждан. Кстати, весьма небольшое число этих организаций оказывает населению реальную помощь, которая, впрочем, минимальна.
- Вокруг выборов в Косово, намеченных на сентябрь по решению Совбеза ООН, много споров. Как вы считаете, какие последствия будут иметь для ситуации в Сербии и в Косово, в частности, выборы в крае?
- Сама идея проведения этих выборов абсурдна. Ведь там проживают 250 тысяч албанских подданных, не имеющих и никогда не имевших югославского паспорта. С другой стороны, из-за террора Кушнера и албанских сепаратистов Косово покинуло 350 тысяч сербов. Эти выборы - очередное покушение на резолюцию 1244 СБ ООН. Кушнер взял на себя слишком большие полномочия. И, к сожалению, ООН признает такого человека в качестве своего сотрудника, что характеризует эту организацию не с лучшей стороны. Кушнер работает на французскую и американскую разведки с заданием обеспечить горнодобывающую промышленность французам, а американцам - территории в Косово.
- Какой прогноз в связи с этим вы можете сделать для Косово?
- Я могу сказать, что югославские силы безопасности вернутся в Косово. Как в Чечне Россия никогда не признает поражения, так и в Косово Югославия никогда не откажется от своей территории. И в Первую и во Вторую мировые войны югославские войска вынуждены были покидать Косово. Но через год, через два они возвращались туда. И если сейчас у нас нет возможности вернуться в Косово, так как все зависит от международной ситуации и от решения ООН, то мы подождем. Мы очень надеемся и на изменения в самой ООН.
- Какова роль России в решении этой проблемы? Может ли она повлиять на изменение отношения к Югославии на Западе? И как вообще вы оцениваете роль, которую Россия попыталась сыграть в урегулировании конфликта в Косово?
- Россия сама выбирает, какую роль она будет играть на Балканах. Только два факта из недавнего прошлого показывают, что российская администрация понимает значение политики России на Балканах. Во-первых, ее отказ участвовать в конференции по Боснии и Герцеговине, на которую югославская делегация даже не была приглашена. Во-вторых, постоянный представитель РФ при ООН Сергей Лавров и китайский представитель покинули зал заседания Совета Безопасности в знак протеста против лишения голоса югославского представителя. Мы исходим из того, что в мире существует так называемая кризисная мусульманская радуга, которая тянется от Каспийского бассейна до Китая, целью которой является глобальная дестабилизация христианского мира и в первую очередь России. Потому что Россия является большим вызовом для Запада. Белград - контрольный пункт для наступления на Россию. Поэтому мы понимаем агрессию против Югославии как угрозу и для России. Исторический опыт показывает, что Югославия никогда не была самостоятельным объектом агрессии, а лишь плацдармом для нападения на Россию.
- Как вы оцениваете ситуацию с информационным полем в стране и что вы думаете о свободе слова вообще?
- В Югославии существует три тысячи различных СМИ. 150 телестанций и около 700 радиостанций. Выступая в Европейском союзе, Ховьер Солана заявил, что независимые СМИ составляют основу деятельности НАТО в Югославии. Некоторые из этих трех тысяч делали это слишком радикальными методами и слишком откровенно и агрессивно, призывая к свержению законной власти насильственным образом. Государство было вынуждено принять определенные меры. "Студия Б" находится в собственности государства, белградские власти, находящиеся в оппозиции союзному руководству, лишь арендовали ее, используя при этом для антигосударственной пропаганды. Они просто не справились. То же самое произошло и с городским транспортом в Белграде, который находился в руках столичных властей и пришел в полный упадок, после чего был передан союзному руководству. Или, например, местная власть уполномочена обеспечивать водоснабжение города (с которым, кстати, в Белграде, большие проблемы. - К.Ф.). И если ситуация с водоснабжением окончательно выйдет из-под контроля, Белградская скупщина потеряет и эти полномочия.
- Уже десять лет Югославия находится под гнетом экономических санкций. Каким образом решаются экономические проблемы?
- Надо уточнить, что санкции эти нелегальны и приняты администрацией США и странами НАТО, входящими еще и в Евросоюз. А все остальные государства по-прежнему сотрудничают с нами. Да и страны ЕС не очень-то хотят терять выгодный для них рынок, которым является Югославия. Поэтому большинство из них стараются поддерживать с нами уровень экономического обмена, к сожалению, продолжая придерживаться политики двойных стандартов.
Белград-Москва