0
873
Газета В мире Интернет-версия

08.08.2000 00:00:00

В Германии судят антифашиста

Игорь Максимычев

Об авторе: Игорь Федорович Максимычев - доктор политических наук Института Европы РАН.

Тэги: герлах, германия, фашист, антифашист


герлах, германия, фашист, антифашист Манфред Гелрах.

НЕ ТАК давно из ФРГ пришло известие о том, что 9 августа в земельном суде Лейпцига все-таки начнется судебный процесс против последнего президента ГДР профессора Манфреда Герлаха, обвиняемого в сотрудничестве с советской оккупационной администрацией в Германии в первые послевоенные годы. "НГ" сообщала об обстоятельствах этого возмутительного дела (см. # 52 (2114) от 23 марта с.г.). К уголовной ответственности привлекается человек, репрессированный в свое время нацистскими властями за антифашистские акции еще до разгрома гитлеровской Германии и поддерживавший усилия по очищению германской политической жизни от скрытых гитлеровцев после победы союзников. Одной из важнейших задач оккупационных властей в каждой из четырех зон оккупации Германии было как раз подавление открытого и тайного саботажа со стороны сторонников свергнутого фашистского режима и поддержка пробуждавшихся к новой жизни демократических сил. В Потсдамской декларации, 55-летие которой исполнилось 2 августа, было четко сформулировано обязательство победителей провести демилитаризацию и денацификацию на всей германской территории.

Манфред Герлах - ему к концу войны едва исполнилось 17 лет - возглавил в Лейпциге местную организацию только что созданной Либерально-демократической партии Германии, которой он оставался верным до конца ее существования в 1990 году. Он, естественно, контактировал и сотрудничал с органами оккупационной власти, поскольку, во-первых, другой власти в то время в Германии просто не было, а, во-вторых, он был преисполнен решимости сознательно помогать искоренению нацизма, чего добивался каждый из союзников в своей зоне ответственности. Последовавший конфликт между Западом и Востоком, движение к расколу Германии и Европы, обусловленная им реабилитация многих бывших активных гитлеровцев в западных зонах не должны заслонять того исторического факта, что союзники начинали действовать в Германии с единых позиций и солидарность их действий, несмотря ни на что, сохранялась очень долго. Она сыграла определенную положительную роль и при выработке условий объединения Германии в 1990 году. Вполне логично, что в этот важнейший момент четырьмя державами с ФРГ была достигнута договоренность о сохранении без изменений тех решений оккупационных властей, которые не были отменены ими самими (эта договоренность относится ко всем четырем зонам оккупации).

И вот сегодня германская юстиция собирается расправиться с человеком, который всю свою жизнь посвятил преодолению нацистской заразы в живом организме немецкой нации и сотрудничал с этой целью с властями советской оккупационной зоны Германии. На первый взгляд делается это для того, чтобы "окончательно" опорочить ГДР, ностальгия по которой широко распространилась среди жителей Восточной Германии. Дескать, вот вам руководитель республики, выдававший немцев иностранным оккупантам! Но на самом деле опорочиванию предается сама борьба против нацизма - и это происходит в то время, когда правые экстремисты все активнее дают о себе знать по всей ФРГ. На деле возводится клевета на советские оккупационные органы, которым приписываются антинемецкие, а не антинацистские устремления. Психологически готовится почва для отмены постановлений советской военной администрации в Германии о национализации имущества нацистских военных преступников. Немцам вновь исподволь, но целеустремленно внушается убеждение, что все исходящее от русских - предосудительно.

История не забыла, что Лейпциг уже был один раз ареной неправедного судилища. Именно здесь в 1933 году состоялся нашумевший процесс против болгарина Георгия Димитрова, которого нацисты, сами в целях разгрома своих политических оппонентов устроившие пожар в рейхстаге, обвинили в покушении на тогдашний германский парламент (кстати, сегодня бундестаг снова заседает в этом же здании). Наверное, процесс против Манфреда Герлаха не привлечет к себе такого внимания, как в свое время процесс о поджоге рейхстага. Западная пресса в упор не видит нарушений прав человека в своих странах. Но общественности необходимо осознать, что существо обоих процессов родственно - и там и здесь на скамью подсудимых посажен убежденный и решительный противник фашизма. А российским властям, видимо, следовало бы все же напомнить правительству ФРГ о необходимости скрупулезно соблюдать договоренности, позволившие в свое время преодолеть раскол Германии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Денис Писарев

0
1862
Российский авторынок обрушился на 45%

Российский авторынок обрушился на 45%

Ольга Соловьева

Покупка машины в кредит стала недоступной роскошью

0
4177
Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Анастасия Башкатова

Пожилые граждане рискуют недобрать баллы

0
4239
Рост мировой экономики превращается в спад

Рост мировой экономики превращается в спад

Михаил Сергеев

Китай теряет кредитные рейтинги после начала глобальной торговой войны

0
3834

Другие новости