ВЕРХОВНЫЙ суд Чили, вероятнее всего, только сегодня огласит свое окончательное, уже не подлежащее обжалованию решение относительно лишения 84-летнего экс-диктатора Аугусто Пиночета парламентского иммунитета. Заключительная часть процесса длится уже около двух месяцев, и 1 августа 20 судей Верховного суда собрались на заседание, чтобы поставить в этом деле точку. Трудное заседание длилось около четырех часов. В конце концов 11 судей против 9 (по другим данным, 12 против 8) тайным голосованием при закрытых дверях постановили лишить одряхлевшего Пиночета привилегий, что открывает возможность противникам бывшего тирана посадить его на скамью подсудимых.
Однако результаты голосования просочились в чилийские СМИ. Противники Пиночета и родственники жертв его режима устроили перед зданием суда массовую манифестацию, требуя отмщения. А сторонники экс-диктатора собрались на другом конце Сантьяго, в штаб-квартире Фонда Пиночета, и потребовали соблюдения договоренностей, которые их кровавый кумир достиг, передавая власть гражданскому правительству и объявляя амнистию военным, замешанным в пытках и убийствах сторонников свергнутого в сентябре 1973 года Сальвадора Альенде.
Тогда Пиночет ушел с поста президента с условием, что ему и его подчиненным никто не станет мстить. Ничего предосудительного в этом вроде бы и нет: такие условия для себя оговаривают многие добровольно покидающие свой пост правители (к этой категории некоторые относят и первого президента России Бориса Ельцина, с чем в принципе можно спорить). В целом же чилийское общество спокойно встретило весть о снятии с экс-тирана парламентской неприкосновенности. Хотя менее аполитично настроенные чилийцы раскололись в основном на две части: одна считает, что дряхлого Пиночета следует оставить в покое, а судьей ему теперь может стать только Господь Бог, другая часть полагает, что справедливее будет судить старца, который должен заплатить за организованный им "Караван смерти", то есть уничтожение более 70 политических сторонников Альенде и 19 арестованных и пропавших без вести. В вину Пиночету вменяется и убийство чилийских политиков, вырвавшихся из страны и погибших от рук спецслужб диктаторского режима, действовавших в рамках секретной операции "Коломбо". В общей сложности Пиночету предъявлено 154 иска и обвинений в причастности к убийству и исчезновению порядка 3 тысяч человек.
Особенно внимательно, даже с нервным трепетом следят за вердиктом Верховного суда пиночетовские дети Лусиа и Марко Антонио. А его первенец Аугусто Пиночет Ириарт уже несколько месяцев угрожает противникам экс-тирана военным переворотом. Скорее всего старший сынок блефует. Но тем не менее чилийская армия тоже с тревогой ждет оглашения окончательного вердикта. Для военных решение отправить их бывшего главнокомандующего на скамью подсудимых имеет политическое значение и может послужить отправной точкой для открытия судебного процесса против десятков военных киллеров и специалистов по пыткам, ставших палачами тысяч жертв. А самого Пиночета от скамьи подсудимых может теперь спасти только медицинское освидетельствование. По закону если специальная медкомиссия признает его (и подобных ему чилийцев старше 70 лет) физически или умственно больным, то он сразу перейдет в категорию "неподсудных". Однако до сих пор семья Пиночета не соглашалась на медосвидетельствование старца.
Скорее всего правы те, кто считает невозможным освобождение кого бы то ни было от ответственности за убийство людей, за тяжкие и прочие преступления. Старая истина гласит, что любой человек независимо от происхождения и ранга должен платить за свои деяния. И как показывает жизнь, расплата рано или поздно неизбежно приходит. Пиночета она может настигнуть в 84 года. Кого-то другого - раньше. А кого-то - и попозже. За проделки иных приходится расплачиваться даже их детям и внукам.
В соседней Аргентине у тамошних военных и экс-генералов и адмиралов тоже рыльце в "кровавом пушку". Во времена диктатуры 1970-х они приказывали пытать, похищать и убивать людей за политические убеждения. На днях генералы заявили, что им надоело бить себя в грудь и каяться за прошлое, что армия это уже однажды сделала и с этим пора покончить. Ни о каком судебном разбирательстве, убеждены аргентинские военные, и речи быть не может. Но родственники убитых и без вести пропавших думают иначе.
На другом конце мира, в Индонезии, главное налоговое ведомство официально обвинило в коррупции экс-президента страны Сухарто. Вышедшие на улицы десятки тысяч манифестантов взывают к справедливости, требуя суда над бывшим диктатором.
Можно привести еще немало примеров и свидетельств о преступлениях власть имущих в других государствах и даже у нас в стране. Повторю лишь то, о чем уже сказал: всем и всегда в этой жизни приходится платить за содеянное. И, как правило, тогда, когда меньше всего этого ждешь. Весь вопрос - в сроке и величине платы.