В СПОРЕ с Вашингтоном по вопросу о Договоре по противоракетной обороне (ПРО) у Москвы, похоже, появился еще один козырь: судя по всему, трещину начинает давать неразрывная десятилетиями американо-британская коалиция - тандем, который практически всегда на международной арене выступал с единой позицией. Однако проблема противоракетной обороны и планы США развернуть национальную систему ПРО (НПРО) уже беспокоят и ближайших американских союзников, да так, что об этом говорится на официальном уровне, хотя еще и не на уровне принятия решения. Вчера межпартийный комитет по иностранным делам британского парламента опубликовал доклад, в котором содержится следующая рекомендация правительству Соединенного Королевства: Великобритания должна убедить Соединенные Штаты воздержаться от реализации планов по созданию НПРО.
Один из основных аргументов, которые приводят критики американских планов в сфере ПРО, - создание национальной противоракетной системы Соединенных Штатов увеличит опасность для Великобритании подвергнуться ракетно-ядерному нападению, сделает страну более уязвимой для такого нападения и при этом не даст никаких гарантий прикрытия со стороны США. Дело в том, что на территории Великобритании, в Файлингдейлз-Мур, расположен один из радаров, который американцы планируют интегрировать в проектируемую систему НПРО. Он был построен до подписания советско-американского Договора по ПРО 1972 года, а потому его существование не противоречит Договору (поскольку в тексте СССР и США брали на себя обязательства не строить подобных объектов впредь). Естественно, вовлечение этого объекта в систему НПРО США подставит его - а стало быть, и территорию Соединенного Королевства - под удар.
Во время апрельского визита в Великобританию главы российского государства Владимира Путина вопрос РЛС на британской территории, равно как и вся проблема в комплексе, поднимался. Однако тогда о четкой позиции от британской стороны услышать не удалось. По крайней мере, отвечая на вопрос "НГ", премьер Тони Блэр выразил надежду, что эта проблема будет урегулирована в двусторонних российско-американских дискуссиях посредством "тихой дипломатии", поскольку он, Блэр, считал (по крайней мере тогда), что все касающееся Договора по ПРО относится исключительно к российско-американским отношениям.
Однако не прошло и полугода, как российским дипломатам удалось привлечь внимание к опасности американских планов достаточно значительного числа стран, причем весьма серьезных игроков на международной арене. О неприятии идей НПРО США открыто и недвусмысленно высказывались лидеры Китая, Германии, Франции, целого ряда европейских и азиатских стран. Встреча "восьмерки" на Окинаве подтвердила, что мировые лидеры по вопросу ПРО склонны придерживаться российской позиции. И вот теперь представители ведущих партий Великобритании - в том числе и правящей Лейбористской - рекомендуют кабинету Тони Блэра настоять на том, чтобы Белый дом отказался от идеи НПРО. Кроме всего прочего, парламентарии призывают правительство прояснить официальную позицию Лондона в связи с "явно противоречащими взглядами" на проблему различных представителей внешнеполитического и оборонного ведомств Ее Величества.
Можно предположить, что скорее всего кабинет Блэра примет во внимание позицию комитета. Тем более что она достаточно хорошо аргументирована. Так, в докладе комитета критикуются американские оценки относительно технических возможностей планируемой НПРО защищать страну от ракетно-ядерного нападения, а также указывается на то, что два из трех натурных испытаний элементов системы завершились неудачей. Кроме того, британские законодатели предупреждают, что Россия и Китай выступают против создания НПРО, и это, вполне справедливо указывают авторы доклада, может стать "опасным дестабилизирующим" фактором. "Мы не убеждены, - заключается в докладе, - что план США развернуть НПРО представляет собой верное решение проблем нераспространения (ядерного оружия, средств их доставки и ракетных технологий - Д.Г.), стоящих перед международным сообществом... Мы рекомендуем правительству подвигнуть США на поиск иных путей снижения угроз, которых они опасаются".
РАЗМЕЩЕННЫЙ в Файлингдейлз-Мур радиолокационный пост входит в состав американской системы предупреждения о ракетном нападении "Бимьюс" (BMEWS). Два других ее поста находятся в Туле (Гренландия) и Клир (Аляска). Задача базы в Файлингдейлз-Мур - обнаружение и сопровождение пусков баллистических ракет в радиусе до 3200 км. Для этого развернуты три относительно старых радиолокационных станции AN/FPS-49. В комплексе они создают круговое радиолокационное поле, позволяющее обнаруживать пуски из Европейской части России, Европы, северного Ирана, арабских государств Африки, а также из Северной Атлантики, восточной части Северного Ледовитого океана, акватории Средиземного моря.
Как и все другие посты системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), радары Файлингдейлз-Мур находятся под полным контролем американских военных.
Возможности станций AN/FPS-49 относительно невелики. В частности, они не способны в отличие от более совершенных радаров, развернутых в Туле, сопровождать большое число боеголовок межконтинентальных баллистических ракет.
В то же время значение "британской" компоненты СПРН США трудно переоценить. Ни одна другая станция СПРН США не способна "заглянуть" на Ближний Восток. Ее ликвидация в значительной степени обессмыслит рассуждения об обороне от "стран-изгоев". Напомним, что строительство новых радаров СПРН запрещено Договором по ПРО от 1972 г.
Можно понять и британцев. Радары системы предупреждения - объекты высшего приоритета для ядерных (и неядерных) средств поражения потенциального противника, поскольку их уничтожение открывает коридор для боеголовок, нацеленных на Америку.