В КОНЦЕ июня в Вашингтоне прошло очередное заседание организации, представляющей иракскую оппозицию в изгнании, - Иракского национального конгресса (ИНК), финансируемого Белым домом. В те же дни в госдепартамент пригласили и руководителей курдских партий Ирака - Масуда от Демократической партии Курдистана (ДПК) и Джаляля Талабани от Патриотического союза Курдистана (ПСК). Как эта встреча повлияет на дальнейшие действия ДПК и ПСК, станет ясно лишь к осени. В настоящее же время ДПК активно участвует в операциях турецкой армии против партизан Курдской рабочей партии. Для Соединенных Штатов зона ведения боевых действий в турецком Курдистане неожиданно начинает приобретать абсолютно новое значение.
На 15 июня было намечено открытие американского представительства в Диярбакыре - исторической столице Курдистана. Но неожиданно желание Вашингтона натолкнулось на решительное сопротивление со стороны Анкары, которая видит, к каким последствиям приводит американское заигрывание с иракскими курдами. Американцы, на словах ратующие за гражданские права турецких курдов, на практике хотят включить их в одну обойму с управляемыми ДПК и ПСК. Следующий шаг - создание буферной зоны именно на месте компактного проживания курдов - север Ирака и юго-восток Турции. Данная территория, как можно предположить, рассматривается в качестве места для размещения новой военной базы США.
Анкара, ничего не имеющая против военного присутствия американцев в регионе, не желает и слышать о каких-либо уступках курдам. Ее позиция - абсолютно игнорировать курдскую проблему, а вспыхивающие время от времени проблемы решать с помощью силы. Именно этим объясняется затягивание открытия американского представительства в турецком Курдистане.
Вероятно, Вашингтон действительно приступает к воплощению в жизнь плана по созданию новой региональной базы на Ближнем и Среднем Востоке. В случае удачной реализации задуманного такая база может стать местом, откуда будут контролироваться как южный фланг России, так и Иран, Сирия, Ирак, да и, по сути, весь регион.