ГЛАВНОЙ новостью, о которой стало известно на второй день работы российской делегации в Бангкоке, где проходят мероприятия в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, стало объявление российским министром иностранных дел маршрута предстоящей поездки руководителя КНДР Ким Чен Ира в Россию. По словам Иванова, сроки визита еще будут согласованы, однако уже известно, что Ким Чен Ир поедет в Москву на поезде, причем через Владивосток. Напомним, что договоренность о визите была достигнута в ходе недавних переговоров в Пхеньяне руководителей РФ и КНДР: Владимир Путин сделал Ким Чен Иру ответное приглашение, и тот его принял.
Интересно, что и отец нынешнего северокорейского лидера Ким Ир Сен тоже путешествовал исключительно на поезде. Можно предположить, что проезд Ким Чен Ира по России превратится в большое и продолжительное событие - наподобие известного путешествия Александра Солженицына, тоже, кстати, из Владивостока.
Вообще корейская тематика заняла немало внимания участников асеановских дискуссий. Если успех - и жизнеспособность - состоявшейся в начале недели в Бангкоке конференции министров иностранных дел стран АСЕАН, как и самой этой организации, оспаривают многие, то завершившийся вчера асеановский региональный форум по безопасности (АРФ) действительно стал большим событием. На заседании "никто не заснул, - радостно сообщил на итоговой конференции хозяин встречи, таиландский министр иностранных дел Сурин Питсуван, блестящий оратор и умелый дипломат. - По искренности, уровню и качеству обсуждения проблем безопасности этот форум получился беспрецедентным", - добавил таиландский министр.
АРФ мало напоминает научно-политическую конференцию с чередой речей. Выступления здесь обычно короткие; за столиками делегаций министры иностранных дел стран Азиатско-Тихоокеанского региона находятся не всегда - для этого здесь существует "слушатель" - высокопоставленный дипломат, следящий за всем ходом обсуждения в целом. Министры же постоянно выходят парами для двухсторонних встреч, чтобы затем вернуться, получить отчет от "слушателя" и включиться снова в ход форума, уже вооружившись новой информацией. Так, например, поступал Игорь Иванов, уходя для встреч с японским коллегой Йохэи Коно, Тан Цзясюанем (КНР), Пэк Нам Суном (КНДР), корейская тема явно доминировала на форуме. Министр Пэк встречался с коллегами из Южной Кореи, КНР, Канады и Японии (с последним решено установить новые дружественные межгосударственные отношения двух стран). С представителем ЕС Крисом Пэттеном о расширении технического содействия Европы - КНДР. В общем, на глазах у народа происходило подключение Пхеньяна к системе тихоокеанской безопасности, и это радовало всех. Настолько, что поднявшихся на двухстороннюю встречу Иванова и Пэка чуть было не затоптала здешняя пресса, и со встречи пришлось выводить их через служебный выход.
Вчера здесь сообщили, что в Бангкок все-таки приедет Мадлен Олбрайт - сегодня, когда большинство прочих министров уже разъезжаются. Ее главная цель - встреча с северокорейским министром, первая за всю историю отношения двух стран.
В итоговом заявлении председателя АРФ говорится о "полном удовлетворении" всех участников форума дискуссией по корейскому вопросу.
Российская дипломатия может считать себя также удовлетворенной дискуссией по противоракетной обороне. Информация о происходившем в зале заседаний поступала очень скудно, однако известно, что ни одна страна АТР не поддержала на форуме американские планы создания как национальной системы противоракетной обороны, так и ПРО ТВД для Азии (кстати, в Юго-восточной Азии американцы пытаются продвигать план создания НПРО, которая включала бы еще и этот регион). Неожиданным было выступление канадца Ллойда Эксуорси, который тоже разнес планы по НПРО в клочья, после чего таиландский министр посоветовал североамериканцам самим разбираться со "своей Аляской".
Безопасность и ПРО были основной темой выступления на форуме Игоря Иванова. Он заявил, что все, что угрожает стабильности Азии, "несет боль в наши дома". Как сказал министр, позиция России в отношении создания систем нестратегической ПРО основывается на участии в нестратегических системах ПРО всех заинтересованных сторон. Снятию имеющихся в регионе озабоченностей в ракетной сфере способствовала бы реализация российского предложения о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. "Считаем, - сказал Иванов, - что такая система должна быть открыта и для всех государств, функционировать под эгидой ООН и создаваться на основе соответствующего международного договора". Игорь Иванов также сообщил, что Россия выступает за дальнейшее повышение роли АРФ как регионального механизма диалога в области политики и безопасности. Важное значение имеет начатая в соответствии с решениями шестой сессии форума разработка концепции и принципов превентивной дипломатии применительно к АТР. В настоящее время, в частности с экспертами России и АСЕАН, готовится проект декларации о принципах взаимоотношений государств в АТР "Тихоокеанское согласие", который имеется в виду вынести на рассмотрение всех участников АТР.
Совместная, а то и полностью идентичная позиция по этому вопросу России с Китаем, Японией, странами АСЕАН на вчерашнем форуме стала абсолютно очевидной. Отсутствие Мадлен Олбрайт в Бангкоке явно ослабила американскую дипломатию. Строуб Тэлботт попытался остановить разговор по ПРО, назвав его "обсуждением этнической проблемы", но в итоге пообещал изложить ситуацию в Вашингтоне. Здесь распространено заявление министра обороны Уильяма Коэна о том, что для принятия Клинтоном решения по НПРО надо сначала уговорить союзников США и НАТО. Бангкок показал, что тихоокеанских партнеров США уговорить будет трудно.
Бангкок