ВЧЕРА в Берлине было подписано двустороннее соглашение об очередной реструктуризации российского долга Германии, согласно соглашению текущая выплата по нему в размере 8 млрд. марок получает "мораторий" до 2016 года. Напомним, что вокруг этого документа недавно возник небольшой скандал: объявление об отсрочке выплаты части долга совпало по времени со встречей Владимира Путина и Герхарда Шредера на Окинаве. Однако российская сторона, желая показать, что ни о чем Запад не просит, на саммите "восьмерки" говорила, что эта тема вообще не обсуждалась во время беседы лидеров.
Несомненно, что наиболее действенной помощью курсу Москвы, о поддержке которого говорили на Окинаве все лидеры Запада, было бы радикальное сокращение ее внешнего долга, что позволило бы российской экономике вздохнуть полной грудью и уверенно взять высокий темп. Но на это они (надо полагать, прежде всего по политическим соображениям) пока не идут, предпочитая паллиативные меры. Такой же характер носит и пятая по счету реструктуризация российского долга Германии. Коренным образом она долговую ситуацию не изменит, однако какое-то облегчение российской стороне, очевидно, принесет. Одновременно ее можно рассматривать как политический знак доброй воли Берлина, подтверждающего свое стремление к "новому началу" в отношениях с Москвой.
Подписание документа произошло на первой встрече Рабочей группы высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества РФ и ФРГ. В двухдневной сессии с российской стороны принимали участие первые заместители министра экономического развития и торговли Иван Матеров, финансов Сергей Игнатьев, промышленности, науки и технологии Борис Алешин и генеральный секретарь МИДа Владимир Гринин. А с немецкой - статс-секретари Министерства финансов Кайо Кох-Везер, экономики Аксель Герлах, иностранных дел Гунтер Плойгер и председатель Восточного комитета немецкой экономики, глава концерна "Дебис" Клаус Мангольд.
* * *
ЖЕЛАНИЕ либеральной команды Путина представить участие России в саммите на Окинаве равноправным и полноценным вполне объяснимо. Видимо, поэтому свою пресс-конференцию, состоявшуюся 25 июля в ИТАР-ТАСС, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов начал с некоторых претензий (правда, весьма деликатных) к тем представителям средств массовой информации, которые сомневаются, что страны - участницы саммита признают Россию полноправным членом "клуба друзей". По оценке Илларионова, участие в первом для Владимира Путина саммите "большой восьмерки" было весьма успешным. Советник президента сообщил, что все инициативы, предложенные российской стороной, были приняты, а к экономической позиции Москвы участники саммита отнеслись с большим вниманием. Правда, здесь хочется заметить, что "внимание", которое, кстати, еще не есть одобрение, весьма понятно: стабильное экономические положение России в какой-то мере может служить гарантией для мирового сообщества от возможной агрессивной политики Кремля. Да и влияние России на мировой рынок сырья тоже значительно.
Для журналистов весьма неожиданным явилось категорическое опровержение Андреем Илларионовым информации о том, что на саммите российская делегация, о чем неоднократно сообщалось официальными лицами, собиралась поставить вопрос о всеобъемлющей реструктуризации и списании долга России Парижскому клубу, который на сегодняшний момент составляет 42 млрд. долл. по модели Лондонского клуба. По довольно резкой формулировке Илларионова, долги надо платить, а не реструктурировать.