В ТАИЛАНДСКОЙ столице Бангкоке, куда сегодня прибывает глава МИД РФ Игорь Иванов для участия в ежегодном региональном форуме АСЕАН, вполне может произойти крупнейшая внешнеполитическая катастрофа России за последнее время. Причина ее - неуплата "вступительного взноса" в Фонд сотрудничества с АСЕАН.
"НГ", видимо, была первым российским СМИ, поднявшим эту проблему. Впервые - год назад, тогда еще в мягкой форме (см. номер от 29.07.1999). Затем - уже с нотами тревоги - в этом году (19.04.2000, а также в приложении "Дипкурьер НГ" # 11). Речь идет об одном миллионе долларов бюджетных денег, которые Москва не столько не может, сколько не желает вносить в фонд сотрудничества еще с 1996 года, когда РФ получила статус "партнера по диалогу" с АСЕАН.
В "НГ" и других СМИ было процитировано немало высказываний о жизненной важности и реальных возможностях сотрудничества в области безопасности, и особенно в экономике, с АТР Владимира Путина, Бориса Ельцина, Игоря Иванова и так далее (свежий пример - вчерашний выпуск "НГ"). Но получается, что у нас не президент, не министры иностранных дел решают, что важно, а что не важно во внешней политике. Решают чиновники Минфина.
"Дело об одном миллионе" приобрело к сегодняшнему моменту просто абсурдные измерения. Заметим - только об одном миллионе, а не, скажем, 35 миллионах, которые берет с нас ПАСЕ за уроки лицемерия и парламентского интриганства по "чеченскому вопросу". Более того, не ежегодно один миллион, а только один раз. Но упорство, с которым Минфин отказывается платить, не укладывается в рамки логики, а также в понятие организованной работы государственного аппарата. Обращался МИД, обращался вице-премьер Илья Клебанов - и все получали отказ. Переписка составляет уже целый том. В ней есть такие шедевры, как предложение Минфина собрать взносы у частных предпринимателей. На прошлой неделе "НГ" попыталась получить от ответственных сотрудников Минфина комментарии по поводу происходящего, но успеха добиться не удалось. Зато в ходе неофициального общения пришлось услышать поразительные вещи. Типа того, что Минфину проще платить 50 миллионов каждый год, чем один миллион каждый раз - такова особенность процедуры составления бюджета министерскими чиновниками; и что в министерстве плохо знают, где находится Юго-Восточная Азия и Тихий океан, поскольку живут в Европе.
Самое печальное, что из всех асеановских "партнеров по диалогу" именно Россия более всего нуждается в том, чтобы сдать этот взнос. Фонд сотрудничества существует для начальной стадии разработок экономических проектов, проведения исследований рынков, организации инфраструктуры деловой информации и т.д. То есть это то самое, что России сейчас нужно как воздух в ситуации, когда торговля с АСЕАН сократилась из-за валютного кризиса вдвое и сейчас требуются новые проекты, идеи и подходы.
Новые проекты сотрудничества Россия - АСЕАН существуют, и для нашей страны они весьма выгодны. Проекты эти обсуждались недавно в Джакарте, на совместном комитете Россия - АСЕАН, где Москва получила предупреждение: дальше ехать некуда, экономическое сотрудничество с ассоциацией в случае неуплаты придется приостановить. Все ждали после этого, что взнос уплатят хотя бы накануне бангкокских заседаний, но напрасно. По имеющейся информации, в речь Игоря Иванова в Бангкоке уже пришлось вставлять абзац с извинениями.
Худший вариант того, что может произойти на заседании в Бангкоке, уже описан в начале этой корреспонденции. Лучший - заморозят только экономическое сотрудничество, а говорить речи нашим дипломатам позволят еще некоторое время. В этой ситуации российской дипломатии можно было бы посоветовать проявлять больше стойкости и наступательности в отстаивании интересов России внутри российского правительства. Кроме того, абсурдна ситуация, когда информация о борьбе с Минфином охраняется нашими дипломатами до такой степени, что российским СМИ проще получить ее от послов некоторых стран АСЕАН в Москве.
Шанхай - Бангкок